Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Исследовательская активность животных

 

Исследовательская активность животных

 

 

В последнее время зоопсихологи уделяют все больше внимания исследовательской активности - стремлению животных передвигаться, осматривать окружающую их среду, даже если они не испытывают ни жажды, ни голода, ни полового возбуждения. Особенно сильна исследовательская активность при появлении нового предмета, поэтому ее изучение тесно связано с проблемой восприятия нового. Само по себе исследовательское поведение является врожденным, но оно обязательно предшествует обучению, и поэтому мы поговорим о нем именно в этой части, в которой идет речь о приобретении опыта.

 

Проблема "новизны". Прежде всего несколько определений. Раздражитель может быть новым по сравнению с более или мене недавним опытом, таи что можно говорить о большей или же меньшей степени новизны. Нужно также различать абсолютную новизну (раздражитель животному никогда не встречался) и относительную новизну (необычное сочетание раздражителей, знакомых животному). Однако, как мы увидим, самые разнообразные новые раздражители оказывают на животное одно и то же действие - возбуждают у него исследовательскую активность. Что же общего между всеми этими столь различными раздражителями?

 

Прежде всего несомненно, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания , и потому новые раздражители более действенны, чем уже знакомые животному. Кроме того, маловероятно, что реакции на новые раздражители вступят в конфликт с ранее выработанными реакциями, так как они возникают только при действии строго определенных раздражителей.

 

Некоторые авторы считают, что влияние раздражителя отнюдь не пропорционально степени его абсолютной новизны. В подтверждение этого они приводят такой пример: если бы на ярмарке показывали, скажем, геологические образцы и женщину с двумя головами, то любопытные бросились бы смотреть на двухголовую женщину (необычное сочетание знакомых раздражителей), отдав ей предпочтение перед геологическими образцами (раздражитель, несомненно, абсолютно новый для большинства из них). Когда с этой точки зрения стали ананализировать поведение животных, то оказалось, что крысы, в частности, гораздо чувствительнее к необычному сочетанию вполне знакомых им раздражителей.

 

Внимание. Этологи довольно редко пользуются этим словом, которое может характеризовать как интенсивность реакции, так и ее избирательность. Употребляют его в двух значениях. В 1-м значении им характеризуется уровень бодрствования; термин этот принято использовать у невропатологов для оценки эффективности воздействия окружающей обстановки на фактическое поведение. Во 2-м значении этот термин употребляют тогда, когда идет речь о способности выделять самый значимый раздражитель из всей их совокупности.

 

Этологов особенно интересует второй аспект проблемы. Именно его имели ввиду ученые, когда исследовали врожденные элементы в поведении чаек, которые возвращают выкатившееся из гнезда яйцо, подталкивая его клювом. Помещая перед гнездом чайки в ее отсутствие различные предметы, более или менее похожие на яйцо, исследователи смогли выяснить, какие раздражители наиболее важны, а на какие птица совсем не обращает внимания. Реакция чайки оказалась врожденной, но добавим сразу, что, как и все подобные реакции, она проявляется только при определенной мотивации. Например, самец колюшки обращает внимание на красное брюшко соперника и вступает с ним в драку только в период размножения. Птицы интересуются веточками и травинками только в период постройки гнезда.

 

Последователи Павлова применяли другие, хотя и весьма схожие методы. Экспериментаторы, например, обучали собаку, движения которой были ограничены лямками, брать пищу из правой кормушки при воздействии одного раздражителя, а из левой - при воздействии другого. Затем они предъявляли оба раздражителя сразу, чтобы видеть, какую из кормушек собака выберет. Кроме того,  в своих экспериментах ученые определяли, на какие раздражители - слуховые или зрительные - собаки обращают больше внимания. Оказалось, что преобладает реакция на слуховые раздражители, даже если она подкреплялась хлебом, а реакция на зрительные раздражители - мясом, которое собаки любят гораздо больше.

 

 

 

 

27.07.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru