Главная - Примеры обучения у животных с разным уровнем организации
Ученым удалось показать, что свободно лежащие предметы, даже довольно сложные, обезьяны выучиваются различать быстрее, чем предметы, прикрепленные к столу или нарисованные на бумаге. По-видимому, здесь играет роль объемность предмета и возможность манипулировать с ними.
Обучение происходит быстрее и в том случае, если предметы различаются только по двум или даже по какому-то одному признаку, а не по нескольким сразу (цвет, форма, размер). Очень важен для обезьян цвет. Если введение дополнительных раздражителей не дает определенных результатов, то исключение раздражителей во время обучения вызывает некоторую растерянность животного.
Пространственная близость раздражителя и подкрепления может оказать очень существенное влияние на ход обучения. Часто реакция не вырабатывается, если раздражитель расположен всего в нескольких десятках сантиметров от места, где дается подкрепление. Впрочем, результат до некоторой степени зависит от способа предъявления раздражителя, и в ряде случаев удалось добиться успеха и тогда, когда раздражитель находился на незначительном расстоянии от подкрепления. Опыты на макаках показывают, что гораздо большее значение имеет смежность раздражителя не с подкреплением, а с реакцией животного. Так, например, когда обезьян обучали выбирать карты определенного цвета, помещая на них приманку, выяснилось, что размер карты не оказывал влияния на ход обучения, тогда как кайма могла значительно изменить его. Решающую роль играла здесь первоначальная реакция обезьяны: если она дотрагивалась до белой каймы раньше, чем до красного центра, то впредь ее привлекал именно белый цвет, на красный же она не обращала внимания.
Есть и другие доказательства того, что решающее значение имеет именно смежность раздражителя и реакции, а не раздражителя и подкрепления (подкрепление может производиться в любом месте).
Ученые установили, что обезьяны обучаются более эффективно, если их заставлять решать одну за другой разнообразные задачи на различение. При этом прогресс в обучении настолько закономерен, что это явление привлекло к себе в последние годы внимание многих американских исследователей. Обезьяны постепенно выучиваются очень быстро (иногда с первой же попытки решать простые задачи, или у них формируется установка обучения. В серию предъявляемых животному задач могут входить и "переделки", когда его заставляют выбирать предмет, который оно только что научилось оставлять без внимания. Можно сказать, что в этом случае животное должно научиться быстро разучиваться.
Обезьянам можно предъявлять и по нескольку предметов, заставляя выбирать их, например, по два сразу. Результат обучения улучшается от этапа к этапу. При такой форме опыта нет необходимости подкреплять каждую реакцию, да и количество пищи, предлагаемой в качестве подкрепления, не играет существенной роли. Подобные факты, очевидно, противоречат гипотезе о ведущей роли ослабления потребности при обучении.
Характерное свойство установки обучения - ее устойчивость. Исследователи, например, описали случай, когда она сохранялась около 8 недель (и эта далеко не единственный случай). Считается, что установка обучения - явление по преимуществу долговременное.
Что касается ошибок при серийном обучении, то они зависят главным образом от склонностей животного: обезьяны, как известно, обычно избегают больших, неустойчивых или блестящих металлических предметов с острыми углами. Кроме того, следует учитывать склонность обезьян играть сразу со всеми предметами, которые им предоставили для выбора. Сам факт первого прикосновения к предмету, как мы уже упоминали, также может в значительной степени влиять на ход обучения.
22.11.2017