Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций
В предыдущем разделе сайта мы рассматривали приобретенное поведение, исходя из классических представлений Павлова. Но далеко не все их разделяют.
Само понятие обучения нуждается в уточнении. Ученые определяют обучение как совокупность изменений в поведении животного в результате накопления опыта. Это определение не лучше любого другого. Здесь не место разбирать терминологические и иные споры зоопсихологов по поводу обучения.
Возрастные изменения различных форм поведения у крыс.
Обозначения кривых: I - способность к обучению; II - выполнение реакций, в которых необходима интеграция сложных данных; III - выполнение некоторых реакций, в которых необходима быстрота; IV - устойчивость к стрессу.
Отметим все-таки, что при объяснении поведения следует учитывать следующее:
1. Более или менее частое повторение какого-то изменения при определенных условиях вовсе не обязательно для обучения (например, случаи запечатления).
2. Некоторые поведенческие реакции могут появляться не в связи с обучением, а в процессе развития организма - в результате формирования ранее не функционировавших новых нервных реле. Это особенно характерно для молодых животных, во всяком случае у них подобные реакции легче выявить, чем у взрослых.
Практические исследователи-зоопсихологи с полным основанием отмечают, что об обучении говорят слишком много, хотя термин этот, возможно, не всегда применяется адекватно. Они считают, что следует обращать больше внимания на адаптацию к условиям окружающей среды, которая сильно изменяется с возрастом. Напомним еще раз для примера, что у крыс, выращенных в клетках, в которых стенки были покрыты изображениями геометрических фигур, способность к различению впоследствии оказалась гораздо больше, чем у крыс, выросших в обычной однообразной среде.
Число ошибок при решении задач на различение в зависимости от возраста животного
(опыт на молодой обезьяне в течение 1 года)
Следовательно, если учитывать только возраст животного, не принимая в расчет условия его воспитания, то это может привести к грубым ошибкам при трактовке результатов обучения.
05.12.2017