Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций

 

Трудности классических интерпретаций высших психических функций

 

 

В предыдущем разделе сайта мы рассматривали приобретенное поведение, исходя из классических представлений Павлова. Но далеко не все их разделяют.

 

Само понятие обучения нуждается в уточнении. Ученые определяют обучение как совокупность изменений в поведении животного в результате накопления опыта. Это определение не лучше любого другого. Здесь не место разбирать терминологические и иные споры зоопсихологов по поводу обучения.

 

Возрастные изменения различных форм поведения у крыс

Возрастные изменения различных форм поведения у крыс.
 Обозначения кривых: I - способность к обучению; II - выполнение реакций, в которых необходима интеграция сложных данных; III - выполнение некоторых реакций, в которых необходима быстрота; IV - устойчивость к стрессу.

 

Отметим все-таки, что при объяснении поведения следует учитывать следующее:

 

1. Более или менее частое повторение какого-то изменения при определенных условиях вовсе не обязательно для обучения (например, случаи запечатления).
2. Некоторые поведенческие реакции могут появляться не в связи с обучением, а в процессе развития организма - в результате формирования ранее не функционировавших новых нервных реле. Это особенно характерно для молодых животных, во всяком случае у них подобные реакции легче выявить, чем у взрослых.

 

Практические исследователи-зоопсихологи с полным основанием отмечают, что об обучении говорят слишком много, хотя термин этот, возможно, не всегда применяется адекватно. Они считают, что следует обращать больше внимания на адаптацию к условиям окружающей среды, которая сильно изменяется с возрастом. Напомним еще раз для примера, что у крыс, выращенных в клетках, в которых стенки были покрыты изображениями геометрических фигур, способность к различению впоследствии оказалась гораздо больше, чем у крыс, выросших в обычной однообразной среде.

 

Число ошибок при решении задач на различение в зависимости от возраста животного

Число ошибок при решении задач на различение в зависимости от возраста животного
(опыт на молодой обезьяне в течение 1 года)

 

Следовательно, если учитывать только возраст животного, не принимая в расчет условия его воспитания, то это может привести к грубым ошибкам при трактовке результатов обучения.

 

 

 

 

27.07.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru