Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Родительское поведение животных - Экспериментальные условия до родов и материнское поведение млекопитающих

 

Экспериментальные условия до родов и материнское поведение млекопитающих

 

 

На отношение самки к детенышу в сильнейшей степени влияют условия, в которых она выросла. Например, исследователи выращивали самок крыс в совершенно пустых клетках из металлической сетки с очень крупными ячейками. В этих условиях новорожденные детеныши сразу же проваливались сквозь ячейки, так что самка даже не дотрагивалась до них. Затем этих самок пересаживали в обычные клетки, где они могли вести себя, как хотели. Оказалось, что при наступлении вторых родов такие самки не знают, как строить гнездо, и неспособны стаскивать детенышей в кучу.

 

При этом из-за недостатка материнской заботы среди детенышей увеличивается смертность. Впрочем, этот эксперимент поставлен недостаточно чисто, поскольку другие исследователи, предоставляя крысам строительный материал, меняли клетку: таким образом, на строительное поведение здесь могла накладываться исследовательская активность животных. Если обойтись без перемены клеток, предоставляя крысам строительный материал в прежней клетке, то наблюдается следующее: самки, которые при первых родах не могли выполнять никаких специфических операций, начинали строить гнездо, как только им для этого предоставлялась возможность.

 

Сами по себе роды не являются основным условием возникновения заботы о детенышах. Ученые производили крысам кесарево сечение и обнаружили, что в этом случае отношение к крысятам практически ничем не отличается от того, которое наблюдается в естественных условиях, хотя после такой операции действия, обычно сопровождающие, роды, например вылизывание амниотической жидкости, у крыс отсутствовали.

 

В связи с этим следует обсудить знаменитый опыт ученых, в котором они пытались выяснить, как материнское поведение зависит от собственных движений самки. Они надевали крысам на шею картонный воротник, не позволявший им вылизывать генитальную область. В результате после родов крысы полностью пренебрегали своими детенышами. Однако этот эксперимент, который часто цитируют в научной литературе, почти ни разу не воспроизводился - и причиной тому, безусловно, неясность первичных данных. Исследователи снимали воротнички у самок непосредственно перед родами, но в этих экспериментах не наблюдалось никаких нарушений материнского поведения.

 

У самок крыс удалялись различные участки коры головного мозга, что также приводило к нарушениям материнского поведения, которые были тем значительнее, чем радикальнее была экстирпация. Это очень напоминает результаты опытов ученых, исследовавших зависимость способности к обучению от величины удаляемой массы коры. Влияние удаления коры головного мозга, особенно ее медиальной части, на материнское поведение еще раз было продемонстрировано. В этом случае крысы перекусывают пуповину и вылизывают детенышей, но не перетаскивают их в гнездо и не позволяют присасываться к соскам. Если же оперированной самке подложить детенышей постарше, уже научившихся сосать, то поведение матери меняется.

 

Объясняется это тем, что присосавшийся детеныш вызывает лактацию и тогда мать позволяет себя сосать и будет даже стаскивать расползающихся детенышей в гнездо. Таким образом, разрушение коры головного мозга не приводит к исчезновению материнского поведения, но создает более высокий порог для вызывающих его раздражителей.

 

Отношения между родителями и детенышами при вскармливании можно разделить (это было показано, в частности, на кошках) на три периода. В первом, так называемом неонатальном, главная роль принадлежит матери. Она собирает детенышей и сама подставляет им соски, так что они присасываются. Второй период начинается с кратких вылазок детенышей из гнезда. Третий, наиболее продолжительный период наступает на 16-й день и продолжается до 3-й или 4-й недели после родов, то есть до прекращения лактации. В это время сами детеныши преследуют мать, не .отставая от нее ни на шаг, и пытаются сосать ее. Но самка все реже и реже позволяет им это, прижимаясь брюхом к полу или резко отбегая в сторону.

 

Время, на протяжении которого мать вскармливает детенышей молоком, у разных видов весьма различно. У различных видов грызунов этот период длится 14-15 дней, после чего детеныши могут самостоятельно добывать пищу. У других животных он занимает значительно больше времени (например, 1 год у морских львов). Каждый котенок присасывается к определенному соску и умеет различать его уже в двухдневном возрасте.

 

Время, которое мать проводит за кормлением детенышей или просто находясь рядом с ними, также различно в зависимости от вида. Кошка почти не отлучается от котят; крольчихи и зайчихи остаются с малышами только во время кормления. Самки тюленей остаются с детенышами три дня подряд и в это время кормят их; затем они докидают детенышей и отправляются в море на 3-10 дней.

 

У мышей время, затрачиваемое на кормление, уменьшается постепенно в течение 15 дней после родов.

 

 

 

26.11.2016

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru