Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Нейрофизиологические подходы к проблеме обучения животных

 

Нейрофизиологические подходы к проблеме обучения животных

 

 

Нейрофизиологические теории обучения весьма многочисленны, но большинство из них представляют лишь исторический интерес.

 

Эквипотенциальность мозга. Эту концепцию исследователи высказали, основываясь на результатах многочисленных экспериментов над мозгом крыс. Один из методических приемов состоял в разделении путем перерезки зрительной и двигательной областей коры взрослой крысы и в последующей выработке у нее реакций, связанных со сложным различением (например, ее обучали в черном лабиринте избегать отсека X и направляться в отсек Y, а в полосатом лабиринте избегать отсека Y и направляться в отсек X). В этих опытах выявилась множественность и взаимозаменяемость сенсомоторных связей. В другом варианте опытов изучалось поведение крыс в лабиринте после удаления разных по величине участков коры. Запоминание оказалось пропорциональным количеству оставшейся мозговой ткани независимо от ее локализации.

 

Оказалось также, что области первичных проекций участвуют в обучении, даже когда соответствующие им органы чувств разрушены. Например, слепых крыс обучали проходить лабиринт, а затем повреждали у них зрительную кору. В этом случае нарушение запоминания также зависело от размеров повреждения.

 

Впоследствии ученые показали, что даже у слепых от рождения крыс разрушение зрительной коры ведет к нарушениям поведения. Экспериментаторы с удивлением обнаружили, что навыки зрительного различения сохраняются, если остается хотя бы десятая часть зрительной зоны, независимо от ее расположения. На этом основании они пришли к заключению, что количество удаленного мозгового вещества более важно для запоминания, чем локализация удаляемых участков.

 

Ученые изучали влияние разрушения коры на исследовательское поведение. Известно, что если до конца лабиринта можно добраться несколькими путями равной протяженности, то крысы обычно выбирают каждый раз новый путь. При повреждении коры эта тенденция нарушается, причем тем сильнее, чем обширнее разрушенная область, независимо от ее локализации. То же самое справедливо и для инстинктивного поведения. В опытах ученых материнское поведение нарушалось тем сильнее, чем большая область коры была повреждена. Сходным образом изменяется и способность самцов крыс к спариванию, хотя в этом случае влияние повреждения можно компенсировать введением соответствующих гормонов.

 

 

 

 

05.12.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru