Главная - Родительское поведение животных - Родительское поведение и обучение
По-видимому, всех животных можно разделить на две группы:
1) животные, самки которых уже при первых родах в полной мере проявляют родительское поведение;
2) животные, у которых поведение самок при первых родах значительно отличается от поведения при последующих.
К первой группе следует отнести мышей, крыс и морских свинок. Впрочем, хотя новорожденные мышата привлекают всех кормящих самок в равной мере но самок, рожавших многократно, все же продолжают привлекать и более взрослые мышата, тогда как самки, рожавшие впервые, ими совершенно не интересуются. Это объясняется тем, что мыши, рожавшие несколько раз, воспринимают более слабые раздражители.
Более опытные самки перетаскивают детенышей в гнездо быстрее и энергичнее, чем молодые. Наиболее активно самки перетаскивают детенышей к гнезду на 7-й день после родов, но это относится в равной мере и к самкам, рожавшим впервые, и к тем, которые рожали неоднократно.
Некоторые врановые, строящие гнездо в первый раз, ведут себя так, словно не знают, что делать с собранным строительным материалом.
Типичным примером животных второй группы служат шимпанзе. Самки шимпанзе, родившие в первый раз, нередко держат детеныша вниз головой или кусают его за ноги; бывает, что они даже боятся его. Такое поведение резко контрастирует с поведением самки, имеющей соответствующий опыт. Точно такие же различия можно видеть и в поведении самок макак-резусов.
Действительно ли животные второй группы обучаются или все объясняется физиологическим созреванием?
Самки золотистых хомячков, у которых роды приходится на 80-й день жизни, строят чересчур маленькое гнездо и часто почти не занимаются детенышами - создается впечатление, что они их побаиваются. Но если первые роды происходят в возрасте трех месяцев, то самки относятся к детенышам спокойнее и заботятся о них.
С другой стороны, чем старше крыса, тем меньше детенышей она приносит, а ее материнское поведение постепенно исчезает.
28.05.2017