Главная - Влияние условий содержания животных в раннем детстве - Влияние условий воспитания после прекращения вскармливания
Как же отражаются на поведении условия содержания после прекращения вскармливания?
Принято говорить о трех типах среды: обедненной, нормальной и обогащенной. Значение этих терминов различается у разных авторов. Обычно, когда сенсорные воздействия и (или) контакты с особями своего вида ограничены, говорят об обедненной среде. Нормальной называют среду, соответствующую обычным условиям лабораторного содержания, которые, впрочем, далеко не всегда бывают одинаковы. Что же касается обогащенной среды, то на этот счет разные авторы сходятся во мнении: здесь всегда имеют в виду достаточно просторный вольер, в котором имеются различные предметы, игрушки, туннели, наклонные плоскости.
Крысы, содержавшиеся после прекращения выкармливания в обогащенной среде, впоследствии лучше обучались в лабиринте и в других устройствах. Исследователи сравнивали, как ведут себя в лабиринте крысы из "сообразительной" и "несообразительной" линий.
Оказалось, что если "несообразительных" крыс после прекращения вскармливания воспитывали в обогащенной среде, то они обучалась в лабиринте так же успешно, как и воспитанные в той же среде "сообразительные" крысы. В то же время если этих последних содержали в обедненной среде, то они обучались не лучше, чем "неспособные" крысы. Это заставляет предположить, что подобный отбор эффективен только при воспитании в определенной среде.
Сенсорная стимуляция. Избыток сенсорной стимуляции оказывает влияние также на восприятие. Ученые помещали в клетки с крысами изображения различных фигур: четырехугольников, кругов, крестов и треугольников. Через некоторое время они обучали этих животных избегать одну из фигур, тогда как другая служила сигналом поощрения. Оказалось, что у крыс, выращенных в "обогащенной" среде, результаты были лучше, чем у контрольных.
У выращенных в темноте шимпанзе зрительное восприятие впоследствии развивается медленно. Если собак содержать в раннем возрасте в тесной клетке, ограничивающей их активность, то после освобождения они гораздо медленнее, чем нормальные животные, обучаются избегать болевых раздражителей. Создавалось даже впечатление, что такие собаки не боятся предмета, причиняющего боль (например, спички, которой им прижигали нос); они даже дольше оставались около экспериментатора после болевого раздражения, чем до него.
Ограничение двигательной активности в раннем возрасте приводит и к отставанию в выработке двигательных навыков. Исследователи обнаружили такое отставание у шимпанзе, руки которых в детстве были заключены в картонные ящики. Наконец, у крыс, выращенных в "обедненной" среде, резко возрастает исследовательская активность, когда их помещают в нормальные условия.
27.11.2016