Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Гормоны и поведение животных - Гормоны, условные рефлексы и обучение

 

Гормоны, условные рефлексы и обучение

 

 

Имеющиеся на этот счет данные не вполне ясны и в основном получены довольно давно. Во многих случаях гормоны, например тироксин, не оказывают прямого воздействия на обучение и выработку условных рефлексов. Часто отмечаемое влияние тироксина на обучение объясняется, несомненно, повышением интенсивности обмена под действием этого гормона. Впрочем, взгляды на вопрос о влиянии щитовидной железы на обучение весьма противоречивы: одни утверждают, что тироксин способствует обучению, другие же считают, что он затрудняет его.

 

Введение гормона паращитовидных желез (паратгормона) подавляет у собак условно-рефлекторное слюноотделение, но это, вероятно, вызвано резким увеличением содержания кальция в крови как специфическим следствием введения этого гормона.

 

Фактически тот же самый результат может быть получен введением кальция. Кальций не только понижает возбудимость, но и усиливает нормальные тормозные процессы в норе мозга.

 

Удаление надпочечников приводит к значительному подавлению условных рефлексов у собак, а инъекции гормонов надпочечников - лишь частичное и временное их восстановление. В то же время введение адреналина интактной собаке сначала возбуждает, а потом тормозит двигательные и слюноотделительные условные рефлексы. При многократном введении гормона действие его с каждой инъекцией становится все слабее.

 

Влияние половых гормонов на условные рефлексы изучено лучше. У собак, кастрированных до наступления половой зрелости, можно впоследствии выработать условный рефлекс слюноотделения, но он будет слабее, чем у нормальных животных. У взрослых собак кастрация не подавляет полностью этого рефлекса, но ослабляет его.

 

Последователи Павлова предложили свое толкование результатам целого ряда экспериментов по влиянию гормонов на условные рефлексы. Кастрация в большей или меньшей степени ослабляет собак, но при этом многое будет зависеть от влияния другого фактора, а именно силы нервной системы. У собак с нервной системой тормозного типа кастрация вызывает временное возбуждение корковых процессов, что облегчает выработку условных рефлексов. На молодых собак с сильным, возбудимым типом нервной системы кастрация оказывает обратное действие.

 

Фактически Павлов считал, что половые гормоны стимулируют мозг в зависимости от типа нервной системы. Слабая нервная система лучше функционирует, когда подавлено возбуждающее влияние половых желез. С другой стороны, экспериментальный невроз чаще возникает у кастрированных собак.

 

Рефлекс слюноотделения у суки выражен сильнее во время течки. Обычно при звуках метронома у суки вовсе не выделяется слюна, но с наступлением течки наблюдается интенсивное слюноотделение. Удаление гипофиза приводит к угасанию этого условного рефлекса, а инъекции гипофизарного гормона в большей или меньшей степени восстанавливают его.

 

Перейдем от условных рефлексов к более сложным формам обучения. На обучении в лабиринте, по мнению ряда авторов, удаление щитовидной железы сказывается неблагоприятно, другие же считают, что эта операция не оказывает никакого влияния. Фактически тиреоидэктомия настольно серьезно отражается на состоянии животного в целом, что было бы опрометчиво делать какие-либо окончательные выводы о ее влиянии на приобретение навыков.

 

Некоторые авторы считают, что скармливание животным щитовидной железы или введение ее экстракта способствует обучению нормальных животных. У человека при кретинизме, связанном с гипотиреозом (микседема), инъекции тироксина, несомненно, оказывают благоприятное действие; при этом отмечается повышение умственной деятельности. Одна но при микседеме общее состояние организма и обмен веществ нарушены столь сильно, что утверждать что-либо определенное в данном случае было бы рискованно.

 

О влиянии надпочечников, гипофиза и тимуса на обучение не известно ничего определенного. Однако влияние половых гормонов на обучение в лабиринте исследовали многие авторы. Половые гормоны не оказывают на сложные формы обучения (у крыс), например - обучение в лабиринте, никакого воздействия.

 

 

 

05.12.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru