Главная - Препараты, способные активно влиять на поведение - Воздействие различных препаратов на память
Поговорим о влиянии РНК на условные рефлексы. Исследователи еще в середине прошлого века отметили, что введение дрожжевой РНК пожилым людям оказывает благоприятное воздействие на их память, повышает интерес к жизни, инициативу и т.д. Этот благоприятный эффект наблюдался позже и другими авторами, использовавшими различные рибонуклеотиды (цитидиловую, адениловую, уридиловую и гуаниловую кислоты). Эксперименты с введением РНК животным дали менее ясные результаты, и ряд ученых решили их повторить.
Сначала они выработали у крыс реакцию избегания: крыса должна была взобраться на столбик в центре клетки, когда к полу подводили ток после звонка. Крысы, которым вводили РНК, обучалась избегать таким образом ударов тока гораздо быстрее, чем контрольные, а угасала у них эта реакция медленнее. Это были молодые, здоровые крысы, в организме которых не должно быть недостатка в РНК. Каких-либо других изменений в поведении крыс РНК, по-видимому, не вызывала. Однако оказалось, что РНК влияет на положительный условный рефлекс и помимо ситуации избегания. Добавим к сказанному, что у крыс одинаковые результаты достигаются при введении РНК per os и парентерально (инъекции).
Имеются препараты, которые, напротив, ухудшают память, например барбамил. Однако действие их не слишком сильно выражено, и разные авторы расходятся во мнении об их действии.
Давно известно, что скополамин вызывает амнезию (т.е. потерю памяти) по крайней мере у человека; каков механизм действия этого препарата, неизвестно; он нарушает также восприятие и способность к обобщению и абстрактному мышлению. Известно также, что если через несколько минут после обучения дать наркоз, то запоминание ухудшается.
Аноксия, так же как и электрошок, нарушает запоминание, и действие этих факторов суммируется. Резерпин также усиливает действие электрошока, эфир же снимает его. По данным многочисленных исследований, у крыс барбамил увеличивает время фиксации следов памяти, поскольку под его влиянием период, в течение которого воздействие шоком бывает эффективным, оказывается на 1, 2, 4, 15 мин дольше, чем у животных, не получавших препарата. Напротив, стрихнин уменьшает время фиксации. Шок, которым воздействовали через несколько минут после обучения, в меньшей степени затрудняет запоминание у инъецированных, чем у контрольных крыс.
Работ, посвященных проблеме улучшения памяти при помощи различных препаратов, довольно мало. Стрихнин и кофеин облегчают запоминание, если их вводят через несколько минут после обучения. Теперь считается, что если память связана с изменением или ростом каких-то специфических "мнемонических" структур, то это должно быть так или иначе связано с синтезом белка. В таком случае препараты, которые подавляют синтез белка, например пуромицин, должны препятствовать запоминанию.
Однако ученые показали, что этот препарат, хотя он и блокирует белковый синтез на 83%, не оказывает влияния на некоторые формы обучения у мышей. Актиномицин D блокирует (на 55%) синтез РНК, которая, играет большую роль в запоминании; тем не менее мыши, у которых синтез РНК подавлен актиномицином D, еще способны обучаться.
27.11.2016