Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Исследовательская активность животных - Манипуляторно-исследовательские реакции животных

 

Манипуляторно-исследовательские реакции животных

 

 

До сих пор на страницах этого раздела сайта речь шла о реакциях, проявлявшихся в определенной среде, в которую животные сами не вносили никаких изменений. Но существует целый ряд других реакций, когда животное должно произвести какое-то действие, например нажать на кнопку или рычаг, чтобы получить подкрепление. В естественных условиях для того, чтобы выжить, животному приходится производить бесчисленное множество различных действий в ответ на определенные раздражители. Мы называем все подобные реакции манипуляторными.

 

Манипуляторно-исследовательские реакции и информация. Один из наиболее интересных результатов состоит в том, что сама полученная информация может служить подкреплением. экспериментаторы обучили голубя ударять клювом по красному диску, чтобы получить пищу; если он ударял по зеленому, то не получал ничего, а если по белому, то получал пищу в одном случае из двух. Если одновременно с ударом по белому диску голубь нажимал на педаль, то диск становился красным или зеленым; это служило указанием, получит голубь на этот раз подкрепление или нет. Оказалось, что голуби очень быстро привыкали нажимать на педаль, хотя единственным подкреплением в данном случае им служила эта дополнительная информация.

 

Добавим, что такое же явление обнаружено у шимпанзе и человека.

 

В середине прошлого века у многих исследователей независимо друг от друга в результате случайных наблюдений сложилось мнение, что увеличение освещенности служит весьма существенным подкрепляющим фактором для мышей и крыс (а по некоторым данным - также для лошадей). Во всех этих опытах животное, нажимая на кнопку, зажигало маленькую электрическую лампочку, не получая никакого другого подкрепления. Обучение этой простой операции происходило столь быстро, что мы вправе привести его в качестве примера манипуляторного поведения.

 

Такое поведение грызунов поразило исследователей, для которых всегда было непререкаемой истиной, что эти животные избегают света. Однако здесь все зависит от степени и особенно от интенсивности освещения. Для объяснения этого явления была выдвинута сначала гипотеза вторичного подкрепления, рассматривающая свет как индифферентный раздражитель, который может ассоциироваться с получением пищи. В подтверждение приводили следующий опыт: если в тот момент, когда крыса нажимает на рычаг для получения пищи, раздается щелчок, то по истечении определенного времени крыса будет нажимать на рычаг, даже если просто слышит щелчок, не подкрепляемый пищей.

 

Предполагали также, что крыса стремится зажечь свет, поскольку обычно она получает пищу днем. Но эта реакция может быть одинаково хорошо выработана у крыс, выращенных и выкормленных как в полной темноте, так и на свету.

 

Было также высказано предположение, что при "самораздражение" светом крыса чаще нажимает на рычаг просто из-за повышения общей двигательной активности и что все это имеет лишь видимость научения. Однако многие исследователи выскахались против этой интерпретации: ведь мыши, имеющие доступ к двум внешне совершенно одинаковым рычагам, лишь один из которых включает лампочку, гораздо чаще нажимают именно на этот рычаг. Дело здесь, следовательно, не только в простом диффузном усилении активности.

 

Существуют две разновидности этой формы поведения, поскольку, нажимая на рычаг, крыса может не только включать, но и выключать свет. Несмотря на некоторую противоречивость результатов, обусловленную особенностями применявшихся методов, можно сделать вывод, что именно включение света, а не его выключение играет роль подкрепления. Об этом же косвенно свидетельствуют и опыты, в которых при нажатии на рычаг открывалась дверца, ведущая из темного помещения в светлое, или наоборот. В первом случае обучение происходило гораздо быстрее.

 

Мы не располагаем пока достаточными данными о значении интенсивности. источника раздражения, играющего роль подкрепления. Известно только, что существует некоторая оптимальная интенсивность, как этого и следовало ожидать. Об этом свидетельствуют опыты, в которых мыши могли выбирать между двумя платформами: когда они взбирались на первую, включался очень громкий звук, а когда взбирались на вторую - звук выключался. Мыши оказывали четкое предпочтение первой платформе. Когда им предоставляли на выбор четыре платформы, мыши проводили 40% времени там, где раздавался легкий щелчок.

 

Степень новизны раздражителя довольно трудно оценить. Еще труднее охарактеризовать однообразие обстановки до того, как включается свет. Ученые предприняли такую попытку. Они использовали две группы крыс, одна из которых содержалась в нормальных условиях, а другая - в клетке, которая перед опытом в течение недели освещалась мерцающим светом. При нажатии на рычаг открывался доступ в другую камеру, также освещенную мерцающим светом: для крыс этих двух групп степень новизны данного изменения обстановки была совершенно различной. Тем не, менее в обоих случаях крысы обучались нажимать на рычаг с одинаковой легкостью. Решающим фактором является здесь, вероятно, не недостаток света, а недостаток раздражителей. В самом деле, нажатие на рычаг представляло для животных новый элемент поведения, отсутствовавший ранее.

 

Можно также судить о степени новизны по уменьшению ответа при повторном действии раздражителя. К сожалению, как это ни странно, результаты опытов, проведенных в этом направлении, весьма противоречивы и в большой степени зависят от того, как проводится опыт - непрерывно или с перерывами (острое и прерывистое угашение). В то же время следует напомнить, что крысы независимо от того, на свету или в темноте они содержатся, "любят" нажимать на рычаг даже если не получают никакого подкрепления (кроме самого действия, которое, .видимо, представляет собой игру). Возможно, далее, что определенную роль играет "привыкание" к условиям эксперимента.

 

Так, например, животное, привыкшее к обстановке опыта, с течением времени нажимало на педаль реже, а неприрученное животное, наоборот, чаще.

 

Голодные животные нажимают на рычаг чаще, что связано, вероятно, с их повышенной активностью.

 

 

 

26.11.2016

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru