Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Исследовательская активность животных - Манипуляторно-исследовательское поведение у обезьян

 

Манипуляторно-исследовательское поведение у обезьян

 

 

Приматы, несомненно, представляют собой лучший объект для изучения манипуляторного поведения, потому что у них хорошо развиты кисти рук. Всем известна привычка этих животных обнюхивать, облизывать и ощупывать со всех сторон все необычные предметы, которые попадают им в руки.

 

Экспериментаторы провели интересный эксперимент. Они по многу раз показывали молодым шимпанзе одни и те же предметы (каждый раз по 6 мин) и установили, что время, затрачиваемое на их осмотр, от опыта к опыту постепенно уменьшается. С этим явлением столкнулись исследователи и у павианов, и у макак. Новый предмет вначале очень сильно привлекает их внимание, но мало-помалу интерес к нему ослабевает. Для шимпанзе очень важна сложность предметов. Исследователи, например, заметили, что многоцветные деревянные кубики интересуют их больше, чем одноцветные той же формы, а многоцветные и разнообразные по форме больше, чем прямоугольные.

 

Ученые наблюдали, в каком порядке обезьяны собирают предметы, беспорядочно разбросанные по полу клетки. Оказалось, что цветные предметы они предпочитают серым; впрочем, здесь имеются большие различия как в поведении разных животных, так и в поведении одного животного в разное время.

 

Следует сказать, что вопрос о предпочтении более сложных предметов не вполне ясен. Видимо, обезьяны предпочитают изображения геометрических фигур рисункам с менее определенными контурами. Молодые животные больше склонны к длительному обследованию новых предметов, чем более взрослые. Самые старые животные ограничиваются осмотром, а ощупывают только предметы, много раз попадающиеся им на глаза.

 

Таким образом, стремление "все потрогать руками" более характерно для шимпанзе (как и для человека) в детстве.

 

Попытки обезьян рисовать тоже следует отнести к манипуляторно-исследовательской активности. Рисунки обезьян, видимо, связаны не только с приятными ощущениями, которые они, как и маленькие дети, испытывают, ритмически проводя карандашом по бумаге. Наблюдая за мартышкой по кличке Альфа, ученые убедились в том, что, когда она рисует, ее действия отдаленно напоминают действия человека. Так, если на бумаге был изображен замкнутый круг, она старалась рисовать внутри, не выходя за его пределы. Когда же ей чертили незамкнутый круг, то она водила карандашом около разрыва, так, словно хотела закончить рисунок.

 

Манипулирование в качестве подкрепления. Ученые установили, что при обучении у резусов само манипулирование предметом может служить подкреплением. Группе обезьян много раз показывали, что можно разобрать мозаику, вытаскивая ее детали в определенном порядке. Обезьяны без всякого дополнительного подкрепления усваивали эту достаточно сложную операцию, причем оказалось, что сытые справляются с ней гораздо лучше, чем голодные, получавшие пищу только после того, как они справились с задачей. Если мозаику оставляли в клетке на целые дни, то интерес к ней быстро пропадал.

 

Приведем еще более интересный опыт. Исследователи научили обезьяну нажимать на рычаг при красном свете и не нажимать при белом, используя в качестве подкрепления только небольшие, каждый раз новые предметы, которыми та могла играть некоторое время после правильной реакции.

 

Обезьяны могут самостоятельно научиться пользоваться предоставленными им орудиями, например ведром, чтобы доставать песок, а впоследствии - воду из колодца. В опытах, в которых обезьяны подтягивали к себе предметы с помощью Т-образной трости, результат был успешным только в тех случаях, когда обезьяны предварительно играли с тростью.

 

Характер поведения обезьян при манипулировании различными предметами зависит от того, насколько эти предметы поддаются их усилиям. Они, в частности, больше любят игрушки с вращающимся диском, чем с неподвижным. Исследователи наблюдали реакции обезьян на появление в клетке стола с несколькими выдвижными ящиками. Оказалось, что меньше всего они интересуются пустыми или плохо выдвигающимися ящиками, содержимое которых остается для них недоступным. Сильнее привлекали их ящики, в которые можно заглянуть, но откуда ничего нельзя взять поиграть. Нравился им и ящик с мячом, который они могли потрогать, просунув руку в отверстие, но не могли вытащить. Однако наибольший интерес вызывали ящики, содержимое которых можно было вытащить и обследовать. Ящики, при открывании которых раздавался звонок, воспринимались довольно равнодушно, поскольку обезьян вообще меньше интересуют звуковые раздражители.

 

 

 

26.11.2016

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru