Главная - Исследовательская активность животных - Новизна раздражителей и предметов
Перемещение животного в пределах выгородки или естественной территории, не обусловленное ни голодом, ни жаждой, представляет собой собственно исследовательское поведение, присущее всем животным. Многие этологи склонны рассматривать его как фундамент всего поведения. В его основе лежат более сложные физиологические механизмы, чем те, которые характерны для простой реакции внимания. На исследовательское поведение влияют самые разные факторы.
Значение новизны раздражителей исследовалось в достаточно многочисленных опытах. Например, сначала в течение одной минуты крысам показывали картонные кубы или цилиндры; затем крысам, которые до этого видели только кубы или только цилиндры, показывали два куба и цилиндр или два цилиндра и куб. Оказалось, что крысы гораздо больше времени тратят на исследование незнакомого предмета. Сходное явление ученые наблюдали, изучая поведение крыс в У-образном лабиринте при использовании пищевого подкрепления. После 80 проб к лабиринту был добавлен новый отсек. Оказалось, что крысы заходят в него чаще, чем в старые, хорошо уже им известные. В других опытах крыс трижды в день помещали в Т-образный лабиринт, причем в конце каждого отсека они находили просто пустой ящик, стенки которого были разрисованы различными фигурами (квадратами и треугольниками). В одном ящике фигуры всегда были одни и те же, а в другом - каждый раз новые. Оказалось, что крысы проводят гораздо больше времени в том ящике, в котором рисунки меняются.
Можно убедиться, что степень новизны раздражителя уменьшается по мере увеличения времени его действия. Например, чем чаще крыса видела перед опытом изображение, помещенное в конце лабиринта, тем меньше времени она тратит на его осмотр, пройдя лабиринт.
Исследовательское поведение зависит также от того, насколько новая ситуация похожа на уже известную животному. Об этом, например, свидетельствуют результаты опытов исследователей, которые изучали поведение крыс в лабиринтах, выкрашенных в разные оттенки черного и белого. Они отметили, что крысы, хорошо ознакомившиеся с белым лабиринтом, будут вновь внимательно исследовать темно-серый лабиринт той же самой формы. Ученые обнаружили, что длина пробега таракана (Blattella germanica), помещенного на белую вертикальную планку, со временем становится все меньше, однако снова возрастает, если пересадить его на темно-зеленую планку.
Время появления нового раздражителя также имеет важное значение. У таракана исследовательское поведение при виде нового предмета (например, куба) будет гораздо сильнее выражено после 60-минутного пребывания на платформе, когда он успел хорошо ознакомиться с обстановкой, чем после 15-минутного. Само собой разумеется, что если после некоторого перерыва животному показать уже знакомый предмет, то оно снова примется его исследовать.
Во многих работах было показано, что исследовательская активность (измеряемая числом перемещений животного по платформе или в лабиринте) распределена во времени неравномерно. Это, например, наблюдали на тараканах. У крыс максимальная активность также приурочена к началу опыта, причем особенно важна первая минута, а затем исследовательская активность ослабевает.
Если проводить опыты ежедневно, то особенно сильное уменьшение исследовательской активности в начале опыта отмечается в самые первые дни, в последующие же дни она снижается более постепенно.
26.11.2016