Главная - Исследовательская активность животных - Отсутствие пищи, воды и новизна среды для животного
Можно ожидать, что отсутствие пищи и воды побуждает животное, испытывающее голод и жажду, более активно исследовать обстановку в надежде что-нибудь найти. Опыты пока не дали однозначного ответа на этот вопрос. Результаты их зависят от типа лабиринта, пола крыс и даже от экспериментатора - разные экспериментаторы могут по-разному оценивать одни и те же сдвиги в исследовательском поведении.
Ученые сделали попытку объяснить эти противоречия. Они отметили, что разнообразные аппараты и лабиринты, которые использовали для выяснения данного вопроса разные авторы, можно разделить на две группы по их сложности. Экспериментаторы предположили, что исследовательское поведение усиливается в отсутствие пищи и воды в сложных, богатых раздражителями условиях, и ослабевает в однообразных и бедных. Это предположение они подтвердили собственными экспериментами. Однако многие современные зоопсихологи совершенно не согласны с этим выводом, поскольку в опытах, проведенных в очень сложном лабиринте, исследовательское поведение в отсутствие пищи и воды ослабевало, тогда как, если исходить из вышеуказанного предположения, должно было быть наоборот.
Впрочем, решающим фактором оказалась не степень разнообразия, а степень новизны среды. Экспериментаторы доказали это, выпуская крыс в два соединенных между собой ящика, более или менее разнообразных по внутреннему виду, причем крысы были приучены только к первому. Оказалось, что второй .ящик голодные крысы исследуют гораздо активнее, чем первый, хорошо им известный. Таким образом, в том, что касается значения степени новизны, точки зрения разных авторов совпадают.
Подобная зависимость более вероятна и с точки зрения экологии. В самом деле, голодное животное гораздо быстрее найдет пищу, если после бесплодных поисков на старом месте начнет искать ее в новом. Примером плодотворности экологического подхода могут служить следующие опыты. Ученые обнаружили, что испытывающие жажду крысы легче, чем голодные, научаются проходить лабиринт определенным путем. Напротив, чередованию путей (регулярные повороты либо направо, либо налево) легче обучаются голодные крысы. Авторы предположили, что простая стереотипная реакция поиска воды легче вырабатывается у испытывающих жажду крыс потому, что в естественных условиях они находят воду всегда в одном и том же месте, тогда как пищу приходится искать в разных местах.
Такое объяснение возможно, если допустить, что речь идет о наследственно обусловленных свойствах, однако использованным в опытах лабораторным крысам никогда в жизни не приходилось искать ни воду, ни пищу.
Кстати, экспериментаторам удалось успешно вырабатывать у крыс реакцию чередования и при питьевом подкреплении.
26.11.2016