Главная - Исследовательская активность животных - Сходные черты в поведении и исследовательская активность
Поведение детей. Сам по себе факт сходства очевиден, но специальных наблюдений пока еще недостаточно для проведения точных сопоставлений. Интерес к слуховым и зрительным раздражителям чрезвычайно характерен для маленьких детей, так же как и интерес к открыванию дверей, и особенно дверей, за которыми находятся игрушки. Лишь к одиннадцати месяцам ребенок начинает исследовать окружающие предметы, например стучать одной игрушкой по другим, отмечая разницу в производимых при этом звуках, и т.д. Именно это и есть настоящее исследование среды (способности к нему не лишены и обезьяны).
Побуждения и действия. Некоторые авторы утверждают, что современные данные об исследовательской активности совершенно опровергают старую концепцию ослабления потребности (или побуждения)у, на которой в значительной мере базировалась экспериментальная психология. Суть этой концепции сводится в общих чертах к следующему.
Обучение возможно только при наличии у животного какой-нибудь потребности, например в пище или воде. Выполнение определенного поведенческого акта приводит к уменьшению этой потребности, поэтому животное совершает его снова и снова. Поскольку такое уменьшение потребности подкрепляет лишь те действия, которые ему способствуют, другие навыки в сравнении с ними ослабляются.
Какое же место могут занимать. побуждения в исследовательской активности животных? Этот вопрос задают современные противники теории ослабления потребности. Ведь обычно исследовательская активность проявляется в максимальной степени именно у тех животных, которые не испытывают ни голода, ни жажды, т.е. у животных, не имеющих никаких определенных побуждений. Можно ли назвать побуждением саму исследовательскую активность? Это другой вопрос.
Исследовательская активность слишком сильно отличается от того, что мы называем побуждением. Прежде всего, она вызывается слишком разнообразными стимулами, которые объединяет, по-видимому, только одна общая черта - новизна, степень которой весьма трудно определить. Далее, исследовательская активность производит впечатление неугашаемой реакции, так как ничем кроме общей усталости она не ограничивается. Таким образом, если, как склонны думать большинство ученых, исследовательское поведение представляет собой основу, на которой развиваются другие формы поведения, и если оно само по себе имеет столь важное значение, то теория ослабления потребности в значительной степени утрачивает интерес.
Была предложена обобщенная гипотеза, согласно которой всякое снижение уровня бодрствования служит подкреплением. Эта гипотеза сразу вызвала одно возражение, на которое, впрочем, легко ответить. Суть этого возражения сводится к тому, что повышение уровня бодрствования может соответствовать повышению общей активности. На самом деле ничего подобного не происходит. В ретикулярной формации мозга, которая непосредственно связана с регуляцией уровня бодрствования, существуют также и тормозные волокна. По данным физиологии, ретикулярная система может создавать преимущества для одних сенсорных каналов, блокируя другие. Ее влияние состоит не только в повышении общего уровня сенсорной возбудимости. В равной мере она может также оказывать возбуждающее или тормозящее действие на двигательную активность.
Согласно другой теории, каждый новый раздражитель вызывает любопытство - реакцию, которую можно рассматривать как побуждение. Если раздражитель продолжает возбуждать рецепторы, то любопытство ослабевает. Следовательно, в соответствии с принципами этой теории, всякая активность, подобная исследовательской, которая усиливает стимуляцию и будет подкреплена обычным образом, т.е. путем ослабления потребности (в данном случае любопытства), должна способствовать обучению. Таким способом можно объяснить отличение новых раздражителей от старых, достигаемое без поощрения и подкрепления, что представляет собой весьма специфический вид обучения. Однако эта гипотеза по существу ничего не объясняет, а только заменяет одни неясные понятия другими.
26.11.2016