Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Исследовательская активность животных - Степень новизны и сложность предмета для животного

 

Степень новизны и сложность предмета для животного

 

 

Степень новизны. Можно попытаться измерить степень новизны. Она обратно пропорциональна следующим факторам:

 

а) частоте появления похожих раздражителей;
б) степени "давности" (время, прошедшее между появлением похожих раздражителей);
в) степени сходства раздражителей.

 

Степень сходства раздражителей соизмерима со степенью генерализации в понимании павловской школы. Она определяется тем, насколько легко реакция, выработанная на один раздражитель, может быть вызвана другим раздражителем той же модальности. Примером может служить слюноотделение у собак в ответ на звуковые раздражители. Нетрудно убедиться в том, что его вызывают звуки, близкие по частоте к тому, на который реакция была выработана, и не вызывают звуки, сильно отличающиеся по частоте.

 

Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая в свою очередь определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животным. Объективным показателем того, какой раздражитель ожидается животным, служат подготовительные и оборонительные реакции. Ученые говорят также о "весообразности", под которой они подразумевают не новизну раздражителей, а совершенно необычную их комбинацию (например, женщина с двумя головами).

 

Сложность предмета. Это очень важное свойство, но его часто бывает трудно отделить от новизны, так как наиболее сложные предметы содержат обычно больше всего новых раздражителей.

 

Исследователи провели интересный эксперимент по определению влияния сложности объектов. Они использовали Y-образный лабиринт, в одном отсеке которого находились различные черные предметы (свинцовая мышь, цепочка и т.п.), а в другом на белых стенах были нарисованы черные полосы, причем их общая площадь была приблизительно равна площади черных фигур в первом отсеке. Оказалось, что крысы чаще заходят в первый коридор и это предпочтение усиливается к концу опытов.

 

Любопытство у животных разных видов при появлении незнакомого предмета
 
Любопытство уменьшается после 6 предъявлений. Обозначения кривых: I - хищные; II - приматы; III - грызуны; IV - сумчатые, насекомоядные; V - рептилии.

 

Сходные результаты получили и при других опытах. Они помещали крыс в выгородку, где с одной стороны находилось пять кубов, а с другой - пять предметов такого же объема, но неправильной формы. Выяснилось, что крысы гораздо чаще подходят к этим более сложным предметам.

 

Контрастность и интенсивность раздражителей. Животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных раздражителей, что, несомненно, имеет биологический смысл. В "физиологических" пределах освещенности разницы в исследовательском поведении крысы в белом, сером и черном лабиринте не отмечается. Белый куб крысы исследуют таи же, как и серый.

 

Если таракана после часа пребывания на слабо освещенной платформе освещают более ярким светом, то он направляется к его источнику, избегая при этом сильно освещенных мест, поскольку для него характерен отрицательный фототропизм. Несомненно, что определенную роль играют здесь и реакции адаптации.

 

Эмоциональное воздействие предметов. Животные прежде всего направляются к привлекательным для них предметам. Этот факт был замечен в опытах на цыплятах. Цыплят обучали проходить коридор, в конце которого они .находили либо зерна риса, закрытые стеклом (1-я группа), либо зерна, лежащие открыто (2-я группа). Скорость прохождения коридора быстрее возрастала у цыплят второй группы.

 

И напротив, животные стараются избегать болевых раздражителей. Однако реакции на них далеко не просты: исследователи приучали крыс брать пищу из ящика с диагональными полосами, причем крысы одной группы получали кратковременное электрическое раздражение, когда в первый раз просовывали голову в ящик за кормом. Оказалось, разумеется, что крысы этой группы приходили за пищей гораздо реже (за исключением первых трех минут до раздражения), чем крысы контрольной группы. Исследовательское же поведение было у них, напротив, гораздо сильнее выражено. Возникает вопрос, не может ли электроток усиливать в некоторых случаях внимание? Известно, во всяком случае, что процесс обучения может иногда ускоряться, если животное перед началом опытов в лабиринте подверглось электротоку.

 

Наследственность. Исследовательское поведение у некоторых линий крыс выражено сильнее, чем у других. Гибриды между такими линиями характеризуются промежуточной активностью.

 

 

 

26.11.2016

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru