Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Исследовательская активность животных - Влияние обедненной и обогащенной среды

 

Влияние обедненной и обогащенной среды

 

 

Исследователи создавали крысам обедненную среду, помещая их в темные клетки или в клетки с матовыми стенками, откуда они не могли видеть, что происходит снаружи. Контрольные крысы воспитывались в обычных клетках. Однако, когда крыс обеих групп выпустили в просторный ящик, никаких различий в их исследовательском поведении не обнаружилось. Аналогичные результаты были получены экспериментаторами, которые ограничивали не зрительный, а двигательный опыт крыс, воспитывая их в очень тесных клетках.

 

Все это, казалось бы, свидетельствует о том, что условия воспитания не сказываются на развитии исследовательского поведения и оно зависит главным образом от обстановки, которую животное исследует. Но с таким выводом трудно согласиться, если учесть, что крысы, воспитанные в обогащенной среде (в их клетках находились разнообразные игрушки), оказываются более способными к решению задач на зрительное различение, чем крысы, воспитанные в обедненной среде (в клетках с матовыми стенками).

 

Не исключено, что отсутствие различий в результатах экспериментов обусловлено методическими погрешностями.

 

Влияние других факторов

 

По некоторым данным, молодые собаки более активны, чем старые, а у крыс самки активнее самцов. При испытании линий крыс, полученных путем отбора по способности обучаться в лабиринте, несколько большая исследовательская активность в лабиринте новой формы отмечалась для крыс так называемых "неспособных" линий, возможно из-за их пониженной способности к хранению прошлого опыта.

 

Слепые крысы исследуют лабиринт активнее, чем нормальные. Возможно, они компенсируют отсутствие зрительной информации повышенной подвижностью.

 

Голод и жажда. В зависимости от того, есть ли в исследуемой выгородке пища и вода, животные ведут себя по-разному. По-видимому, исследовательское поведение и удовлетворение потребности в пище или питье могут противостоять друг другу. Об этом свидетельствует, например, следующий опыт. Ученые высаживали крыс из жилых клеток, а через некоторое время помещали их обратно, поставив предварительно в клетки пищу и воду, а также какие-нибудь предметы, изменявшие внутренний вид клеток. Прежде чем приняться за еду, крысы в течение некоторого времени осматривали клетку, причем количество пищи, съеденной за 10 мин, могло служить мерой новизны обстановки: чем больше был изменен внутренний вид клеток, тем интенсивнее оказывалось исследовательское поведение и меньше съедалось пищи. Появление новых предметов давало больший эффект, чем удаление старых, независимо от того, каким именно образом изменяли обстановку в клетке. Потребление пищи нарушалось тем сильнее, чем большим было изменение и чем дольше отсутствовала крыса. Чем дольше крыса голодала перед опытом, тем меньше исследовательское поведение отвлекало ее от еды.

 

Исследователи помещали крыс в лабиринт, состоящий из девяти квадратных отделений, расположенных в шахматном порядке. Оказалось, что крысы, испытывающие голод и жажду, исследуют лабиринт с пищей и водой менее активно, чем пустой. В некоторых случаях в поведении животных наблюдались признаки "конфликта": крысы то подходили к пище, то бросали ее, чтобы осмотреться, прежде чем начать есть.

 

 

 

05.12.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru