Главная - Образование условных рефлексов у животных - Мотивация и подкрепление
Мы уже видели, что условно-рефлекторная реакция осуществляется только в том случае, если животное находится в соответствующем состоянии, Например, у сытой собаки слюна при виде пищи не выделяется. Для обозначения такого состояния обычно применяют термин мотивация. Последователи Павлова его практически не используют и предпочитают говорить о функциональном состоянии организма, подразумевая под этим не только изменения, вызванные наличием или отсутствием мотивации, но также изменения, возникающие при введении фармакологических препаратов, при утомлении, а также при некоторых заболеваниях.
Мотивация, несомненно, связана с потребностью, но, между ними нельзя ставить знак равенства. Мотивация - это определенное состояние организма или его части (например, низкое содержание глюкозы в крови или повреждение некоторых тканей в результате ожога), тогда как потребность - это состояние нервной системы, которое является прямым или косвенным (действующим через посредство раздражителей) результатом мотивации и побуждает организм к активности.
Связь между мотивацией и потребностью сложна, и лишь для удобства изложения можно принять, что эта зависимость имеет простой, линейный характер.
Влияние мотивации на уже выработанные условные реакции. Если обученному, но сытому животному предъявить условный раздражитель, то сила условной реакции слюноотделения составит всего 25 %, а иногда даже 5% величины, отмечаемой у того же животного после суточной голодовки. Поскольку безусловная реакция ослабевает в той же мере, что и условная, обычно перед опытом проверяют интенсивность безусловной реакции слюноотделения. В принципе та же зависимость характерна и для инструментального обучения, только прямое измерение силы мотивации здесь невозможно, так как безусловная реакция отсутствует. Приходится поэтому ограничиваться сравнением групп животных с разным уровнем мотивации.
Роль мотивации в выработке условных реакций. Вопрос этот довольно сложен, поскольку условные реакции без мотивации не вырабатываются и довольно трудно отделить здесь одно от другого. Большинство ученых занимают по этому вопросу весьма четкую позицию. Они считают, что снижение мотивации служит подкреплением условной реакции и что именно в этом - сущность связи между индифферентным раздражителем и безусловной реакцией. Например, когда голодное животное ест, у него ослабляется мотивация и устанавливается связь между актом еды и обстановкой, в которой он происходит. Если реакция R совпадает во времени с афферентной импульсайией s, появляющейся в результате воздействия на рецепторы какой-то возбуждающей энергии S, и сопровождается уменьшением соответствующей потребности, то способность этих афферентных раздражителей вызывать в таких же условиях данную реакцию возрастает.
Однако анализ экспериментальных данных показывает, что ослабление потребности происходит далеко не во всех случаях. Так, например, в лаборатории самого Павлова была показана возможность образования связи между двумя индифферентными раздражителями. Позднее был проведен такой эксперимент. Вначале исследователи предъявляли животным два раздражителя - звук и свет, не подкрепляя ни один из них; после этого они вырабатывали условную реакцию на один из раздражителей (например, на свет) и убедились в том, что реакцию будет вызывать и второй раздражитель.
У собак такие реакции вырабатываются так же хорошо, как и у людей.
Выяснилось, что даже электрические реакции коры можно сделать условными. Известно, например, что свет в отличие от звука вызывает депрессию коркового α-ритма. Если же звук регулярно будет предшествовать действию света, то после некоторого числа. повторений он сам начнет вызывать ту же реакцию. Эти примеры свидетельствуют о том, что связь между двумя раздражителями может образоваться и без всякого подкрепления. Для того чтобы оценить влияние уровня мотивации, сравнивали интенсивность условных реакций после более или менее длительного голодания.
Оказалось, что при увеличении времени голодания от 1 до 6 ч условная реакция усиливается в большей степени, чем в дальнейшем; это ослабление реакции при более длительной голодовке. Несомненно, это связано с истощением организма. Павловская школа объясняет это развитием запредельного торможения. Известно также, что угашение условных реакций происходит тем труднее, чем сильнее мотивация. Эта зависимость обнаружена не только для "положительных" мотиваций разных типов (голод, жажда, половое возбуждение), но и для "отрицательных" (при изучении влияния интенсивности электрического раздражения на реакцию избегания).
05.12.2017