Главная - Образование условных рефлексов у животных - Образование инструментальных условных реакций у животных
Многочисленные опыты ученых позволили ввести важное понятие инструментального обучения (инструментального, или оперантного "обусловливания"). Как отметили многие экспериментаторы, оно отличается от выработки классических условных рефлексов первого рода тем, что индифферентный раздражитель подкрепляется не каждый раз, а только в случае правильной реакции. Этот вид обучения широко распространен в природе и только его и удается непосредственно наблюдать этологам.
К рефлексам второго рода относится и реакция избегания, когда болевое раздражение наносят животному до тех пор, пока оно не выполнит определенного действия, например не нажмет на рычаг.
Ученые предложили интересную модификацию этого эксперимента: они выпускали собаку в комнату, пол которой был разделен на пронумерованные квадраты. В одном углу комнаты располагалась механизированная кормушка. Если кормушка открывалась только тогда, когда собака находилась, скажем, в квадрате 12, то очень скоро собака начинала держаться в основном там. Разумеется, собака не могла прочесть цифру, но у нее образовывалась реакция на определенное место (обнаруженная у некоторых животных способность обучаться счету представляет собой явление совершенно иного порядка).
Однако можно ли считать, что здесь правомерно говорить об "образовании условных рефлексов"?
Несомненно, условные рефлексы второго рода сильно отличаются от условной реакции слюноотделения. Поэтому некоторые авторы считают необходимым различать эти виды обучения, по всей видимости, лишь отдаленно связанные друг с другом. Другие авторы, напротив, считают, что образованием рефлексов первого и второго рода, а отчасти и поведением, от наиболее сложных до наиболее простых его форм, управляют одни и те же законы.
Приведем некоторые аргументы, заимствованные у сторонников упрощения. При обучении обоих типов необходимо, чтобы подкрепление следовало за реакцией. В противном случае ни рефлекс первого, ни рефлекс второго рода не образуется. И те и другие рефлексы зависят от интервала, отделяющего реакцию от ее подкрепления и от повторения подкрепления. И наконец, кривые, описывающие процесс выработки условных реакций первого и второго рода, совершенно одинаковы, хотя они лишь в самом общем виде отражают ход процесса обучения.
Рефлекс второго рода характеризуется теми же параметрами, о которых шла речь выше: латентным периодом, частотой и амплитудой. Отметим, что вначале, потенциал возбуждения реакций второго рода, в которых животному приходится нажимать на рычаг, незначителен. Такая реакция возникает лишь изредка, но коль скоро она появилась, ее потенциал возбуждения постепенно возрастает, а сама реакция начинает доминировать, вытесняет другие формы поведения, например исследовательскую активность, которая сначала была выражена гораздо сильнее. Таким образом, исследовательское поведение вытесняется обычно реакциями с наиболее высоким потенциалом возбуждения.
Ритуализм поведения и "суеверия". Однако было бы наивным антропоморфизмом думать, что крыса или собака действительно учатся нажимать на рычаг. Из этого должно следовать, что крыса улавливает механическую связь между рычагом и дачей пищи, чего на самом деле не происходит. Это хорошо видно в следующих опытах: крысу помещают на решетку, через которую пропускают электрический ток. Для выключения тока крыса должна нажать на рычаг, но, прежде чем научиться этому, она производит, обезумев, массу движений - настоящий танец, во время которого случайно нажимает на рычаг. Оказалось, что когда уже обученная крыса слышит знакомый звонок, который служит сигналом предстоящего электрического раздражения, она совершенно так же начинает танцевать перед рычагом, прежде чем нажать на него. По-видимому, это последнее действие само по себе имеет для нее не большее значение, чем все остальные.
Этот типичный ритуализм поведения, несомненно, можно сопоставить с "суеверными" привычками некоторых высших приматов. Причина его, очевидно, заключается в том, что крыса совершенно неспособна путем анализа установить, что из всех ее движений только нажатие на рычаг выключает ток. Так ли обстоит дело, когда задача понятна животному, например когда шимпанзе использует удочку?
16.11.2017