Главная - Образование условных рефлексов у животных - Прерывистость и непрерывность в теориях
В свете представлений отдельных ученых-теоретиков реакции крысы в лабиринте зависят от общего числа подкрепленных связей раздражитель - реакция. В этом и состоит сущность теории непрерывности различения. Сторонники теории прерывистости утверждают, напротив, что крыса в лабиринте сначала реагирует только на некоторые раздражители, причем не обязательно на те, которые ей "подсовывает" экспериментатор. Они полагают, что в начальный период обучения крыса строит "гипотезы"; так, например, крыса сначала будет заходить во все освещенные тупики лабиринта, систематически избегая неосвещенных, даже если ни те, ни другие не связаны с конечной целью обучения. (Сходным образом ведет себя и человек, очутившись в непривычной для него ситуации.) Если эта "гипотеза" себя не оправдывает, животное пробует другую.
Один из аргументов ученых состоит в том, что животные гораздо лучше улавливают относительные различия, чем абсолютные. Многочисленные опыты, в том числе на беспозвоночных, показывают, что животное может довольно легко научиться отличать более темный квадрат от более светлого даже в том случае, если показывать ему квадраты, сильно отличающиеся по оттенку от использованных при обучении. Животному достаточно, если один квадрат светлее другого. Напротив, выбор какого-то определенного серого квадрата из остальных серых (абсолютный выбор) очень затруднен и не всегда удается не только крысам, но и другим животным.
Впрочем, ряд исследователей полагают, что явление относительного выбора может быть объяснено взаимодействием двух градиентов генерализации - возбудительного и тормозного, которые соответствуют положительному и отрицательному раздражителям. Они утверждают, что отношение между раздражителями может и не восприниматься, хотя было бы рискованно утверждать, что оно не воспринимается никогда. В некоторых случаях это, несомненно, происходит, но здесь играет роль какой-то особый механизм, не укладывающийся в павловскую схему условного рефлекса, хотя и не противоречащий ей.
Было высказано предположение, что эти противоположные теории можно проверить следующим способом: начать вырабатывать у животных простую реакцию различения, но еще до того, как она будет выработана, начать подкреплять ранее не подкреплявшиеся раздражители или наоборот. По теории прерывистости это не должно влиять на ход обучения, если животное еще не выработало правильной гипотезы; согласно же теории непрерывности, ход обучения должен был замедляться. Опыты не дали однозначных результатов. Оказалось, что результаты в значительной степени зависят от постановки опыта, от того, насколько раздражители различаются между собой, от характера подкрепления и т.д. В зависимости от всего этого их можно было расценить как свидетельство в пользу той или другой теории.
Некоторые эксперименты, свидетельствовавшие, казалось, в пользу теории прерывистости, не подтвердились при увеличении числа подопытных животных. Так, экспериментаторы обучали обезьян находить пищу под раздражителем определенной формы (А), а затем им предлагали второй раздражитель (Б), причем у половины животных реакцию на раздражитель Б подкрепляли, а реакцию на А - нет (группа 1); для остальных А по-прежнему оставался положительным (подкрепляемым) раздражителем, а Б не подкреплялся (группа 2). Согласно предположению о прерывистости процесса различения, обе группы должны были испытывать при этом одинаковые трудности, поскольку животным приходилось менять гипотезу. Исходя же из теории непрерывности, можно было ожидать, что различение выработается быстрее у обезьян, для которых А остается по-прежнему положительным раздражителем. Однако в проведенных опытах никаких различий между группами не было обнаружено.
В то же время исследователи, поставившие на 20 обезьянах опыт, используя сходную, но более усовершенствованную методику, наблюдали ускорение обучения в группе 2, что подтверждает теорию непрерывности (число ошибок у обезьян группы 2 оказалось в 2 раза меньше, чем у обезьян группы 1).
Добавим, что в опытах Павлова с применением метронома относительное дифференцирование производится лучше, чем абсолютное. Несомненно, собаки отличают 100 ударов метронома в минуту от 96 на основе сопоставления, иначе пришлось бы признать, что они умеют считать. Интересно, что, когда такая дифференцировка прочно выработана, собака может начать различать и дискретные световые раздражители (вспышки), следующие друг за другом с той же частотой.
25.11.2016