Главная - Примеры обучения у животных с разным уровнем организации - 3адачи на выбор по отличию и сходству
В таких задачах вырабатывается различение не пространственных отношений между раздражителями, а степени сходства или различия между ними. Обозначим форму предмета букой Ф, а его цвет - буквой Ц. Можно научить животное отличать положительный (подкрепляемый) раздражитель - пару одинаковых предметов (ФЦ и ФЦ) от отрицательного - пары предметов, различающихся по цвету (ФЦ и ФЦ). Когда животное хорошо усвоит эту ситуацию, отношения сходства и различия можно генерализовать, используя другие пары раздражителей. По данным проведенных научных экспериментов, шимпанзе хорошо решают такие задачи, хотя начальный период обучения они иногда преодолевают с трудом.
Ученые выделил три типа подобных задач:
а) выбор по принципу парности, когда положительным раздражителем служит пара одинаковых предметов;
б) выбор по принципу "проще", когда положительный раздражитель имеет меньше отличительных признаков по сравнению с отрицательным;
в) выбор по принципу множественности, когда он содержит больше одинаковых элементов, чем отрицательный.
Результаты этих экспериментов свидетельствуют о том, что шимпанзе легче решают задачи типа в.
Можно также научить обезьян выбирать из многих предметов один, не похожий на остальные. В опытах обезьяны хорошо справлялись с такой задачей, однако следует учесть, что обезьяны чаще ошибаются, если предмет расположен в центре или где-то с краю.
Интересный эксперимент поставили ученые на взрослых людях, шимпанзе, орангутангах и резусах. Задача сводилась к выбору из нескольких предметов одного или двух, отличающихся от всех остальных по одному или двум признакам (показаны на схеме).
Выбор по отличию.
Знаком "плюс" отмечена фигура, которую следует выбрать.
Обезьяны решали эту задачу почти так же хорошо, как и люди, причем особое значение имел цвет различаемых предметов.
23.11.2017