Главная - Примеры обучения у животных с разным уровнем организации - Характерные черты поведения таракана в лабиринте
После наблюдения исследовательского поведения таракана на ровной поверхности ученые перешли к работе с Т-образным лабиринтом, в котором можно было менять относительную длину коридоров, а также число и расположение тупиков, отходящих от основного коридора. Еще раз напомним, что исследователи просто учитывали время, проведенное тараканом в разных участках лабиринта, не давая никакого подкрепления и никак не вмешиваясь в его поведение.
В результате этих наблюдений ученые убедились в том, что:
1) во всех лабиринтах таракан ведет себя в общем одинаково;
2) по мере продвижения в лабиринте он заходит в тупики все реже;
3) при исследовании каждого вида лабиринта формируется специфическая стереотипная схема, которая может полностью измениться даже при простом добавлении двух элементов, совершенно не изменяющих его общей структуры.
Возникает впечатление, что таракан в лабиринте находится во власти инерции движения. На прямом участке пути без тупиков он набирает скорость, которая продолжает расти, увлекая его к концу лабиринта. Пока таракан движется медленно, он заходит в тупики, но чем дальше от входа и чем больше скорость, тем прямее его путь. При сильном освещении таракан движется быстро, редко заходя в тупики, а при слабом - медленнее и заходит в разные части лабиринта чаще.
Другая характерная черта поведения таракана в лабиринте - его стремление двигаться в однажды выбранном направлении, как правило, от начала к концу лабиринта. К началу пути таракан возвращается лишь в редких случаях.
Таким образом, схему исследовательского поведения таракана в лабиринте можно предвидеть, учитывая его стремление двигаться вперед и инерцию передвижения. В самом деле, "излюбленные" тараканами тупики находятся всегда в начале лабиринта. Здесь их легко остановить, например опустив в лабиринт руку.
При статистической обработке результатов обучения очень важно хорошо знать особенности исследовательского поведения. Ученые предложили метод статистической обработки результатов обучения, т.е. количественной опенки уменьшения числа ошибок во второй серии выходов в лабиринт по сравнению с первой. К сожалению, они не учли, что уже с самого начала этих опытов не все тупики посещалась тараканами с равной частотой. Таким образом, перед каждым опытом по обучению и его статистической обработкой необходимо точно выяснить структуру исследовательского поведения в каждом отдельном виде лабиринта. Это очень важно, так как от него в значительной степени зависит точная интерпретация результатов обучения.
Статистическая оценка уменьшения числа ошибок не может служить достаточно надежным критерием обучения; гораздо более существенно учитывать изменения в двигательной схеме исследовательского поведения.
05.12.2017