Главная - Примеры обучения у животных с разным уровнем организации - Сенсорная ориентация и поведение в лабиринте
До сих пор во врожденном поведении таракана мы умеем различать лишь тропизмы (весьма слабо изученные) и исследовательскую активность (ясно лишь, что она очень важна). Как использует таракан свой сенсорный аппарат при обучении в лабиринте?
Удалось показать, что важную роль в поведении таракана играют антенны - после их удаления или обездвиживания обучение в лабиринте нарушается. Тот же эффект отмечается, если закрыть простые глазки и перерезать щупики. Таким образом, для нормального хода обучения необходима сохранность этих трех органов чувств. Определенную роль играют, по-видимому, и некоторые тактильные раздражения, поскольку изменение элементов лабиринта тормозит обучение.
Однако, нельзя отнести обучение целиком за счет кинестезии, так как в лабиринте, закрытом целлофаном, поведение таракана не нарушается. Возможность ориентации с помощью обоняния представляется весьма сомнительной, поскольку промывание лабиринта после каждой побежки не вызывает никаких изменений в поведении. Зрение также не имеет решающего значения: слепой таракан обучается не хуже контрольного.
Не следует также забывать о раздражителях вне лабиринта, которые, как это показано, по крайней мере для белых крыс, имеют не меньшее значение, чем раздражители внутри лабиринта. В многочисленных опытах черные и белые лабиринты помещали на одноцветном или разноцветном фоне. Обучение зависело в этом случае от суммарной освещенности, создаваемой лабиринтом и фоном. У тараканов отмечается склонность придерживаться черной полосы, нарисованной на белом лабиринте. Эту тенденцию можно сопоставить с фотохоротаксисом. Фотохоротаксис - наблюдаемое у многих насекомых стремление двигаться по границе между черными и белыми полосами - даже в том случае, когда эти полосы идут наклонно на вертикальной поверхности. Фотохоротаксис противоположен отрицательному геотропизму. Благодаря ему помещенные на шахматную доску насекомые движутся по диагонали черных и белых квадратов.
Механизм обучения, скорость побежки и уровень раздражения. Экспериментаторы выделяют два вида обучения у тараканов - пространственное (уменьшение заходов в тупики) и кинетическое (изменение скорости побежки). В нормальных условиях пространственное обучение кажется невозможным без кинетического, которое проявляется в увеличении скорости по мере увеличения числа побежек. Однако если надкрылья таракана покрыть лаком, то он проходит лабиринт медленнее. В этих условиях происходит только пространственное обучение. Когда таракану покрывают лаком глаза, пространственное обучение сохраняется, а скорость побежки падает вместо того, чтобы расти.
Очень важна интенсивность раздражения. В этом случае заходы в тупики определяются степенью общего возбуждения, которая зависит в основном от освещения (зависимость эта весьма сложная).
Сохранение приобретенных навыков. Реминисценция. Сохранение приобретенных навыков значительно улучшается по мере удлинения периода отдыха между побежками, а также при снижении числа побежек за 1 сеанс обучения (длительность сеанса 30 минут) от десяти до пяти или даже трех. У тараканов результаты "массированного" и "постепенного" обучения различаются так же, как и у млекопитающих, например у белых крыс. Впрочем, это не единственная аналогия с обучением у млекопитающих.
Существует ли у тараканов возможность латентного обучения? Результаты последних экспериментов, пожалуй, заставляют нас допустить такую возможность. Одной группе тараканов давали побегать по лабиринту и ознакомиться с ним до начала опытов. В этой группе наблюдалось впоследствии явное снижение числа ошибок, как это характерно для латентного обучения. Если таракана отделяли от лабиринта куском прозрачного стекла, то, как и в первом случае, число ошибок было меньше, чем в контроле. Однако оно значительно повышалось, если под стекло подкладывали лист непрозрачной бумаги, которая не позволяла таракану видеть лабиринт, так что исключалась возможность адаптации к нему.
Не следует ли из этих данных, что у таракана существует латентное обучение?
23.11.2017