Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Примеры обучения у животных с разным уровнем организации - Таракан в лабиринте

 

Таракан в лабиринте

 

 

Тараканы совершенно неспособны обучаться в лабиринте, и в их поведении преобладают врожденные тенденции, которые и нужно рассмотреть в первую очередь.

 

Тропизмы. Таракан прячется на неосвещенной половине чашки Петри, когда вторая половина освещена. Позднее ученые изучали фототропизм у таракана, помещая его на длинную прямую дорожку, в конце которой находился источник света. Было установлено, что в таких условиях поведение таракана определяется его ориентацией: он бежит в ту сторону, куда направлена его голова. Это не значит, что свет не оказывает никакого влияния на поведение таракана. При увеличении интенсивности света скорость побежки к его источнику уменьшается, а в противоположную сторону - увеличивается. Таким образом, мы имеем здесь дело не с тропизмом, а скорее с кинезом, который характеризуется изменением скорости передвижения в зависимости от интенсивности светового раздражения. Раздражение передних рецепторов, т.е. глаз и простых глазков, тормозит движение таракана, а раздражение задних рецепторов (на дорзальной части головы таракана; здесь расположен орган, обладающий таинственной сверхчувствительностью к свету) - активирует его. Короче говоря, эти реакции напоминают фототропизм, с той разницей, что у таракана не удается доказать наличия четкой ориентации.

 

Все-таки, в лабиринте таракан чаще направляется в сторону от света.

 

Геотропизм выражен у тараканов довольно хорошо. Они неохотно идут в низко расположенные укрытия, но без опаски проникают в укрытия, расположенные на вершине наклонной плоскости. Они быстро обнаруживают даже легкий крен лабиринта.

 

Исследователи изучали этот тропизм и получили весьма неожиданные результаты. Они постарались упростить задачу, ограничившись наблюдением за поведением таракана на вертикальной планке при равномерном освещении, и не замедлили убедиться в том, что поведение таракана не укладывается в рамки простого геотропизма. Сначала таракан забирается на верхушку планки, спускается, а затем бегает по ней вверх и вниз. Уже эти инверсии направления вызывают сомнение в существовании геотропизма у таракана. Постепенно протяженность пробежки вверх уменьшается, причем эта зависимость выражается такой же кривой, как и в случае горизонтального расположения планки. Заметим, что спад кривой не может быть объяснен утомлением, так как если по истечении первых 75 минут, когда укорочение пробежек уже достаточно заметно, верхнюю, съемную часть планки осторожно заменить новой, то кривая тут же вновь пойдет вверх.

 

По-видимому, поведение таракана в данных условиях можно рассматривать как одно ив проявлений исследовательской активности. Несмотря на широкое распространение этой формы поведения, предшествующей всем другим видам активности, она еще недостаточно изучена, и очень трудно разобраться в ее многочисленных проявлениях и разновидностях.

 

Ученые попытались выделить некоторые закономерности этой формы поведения у тараканов. Оказалось, что степень исследовательской активности прямо пропорциональна сложности исследуемого пути и обратно пропорциональна времени. Она зависит также от температуры, от степени общей активности, от предыдущих побежек, от цвета планки, ее рельефа и разнообразия кинестетических раздражений во время опыта и может быть заторможена у голодного таракана. Внезапные изменения окружающих условий совершенно ее не меняют, если не считать внезапного увеличения (но не снижения) освещенности.

 

Знание этих элементарных закономерностей помогает при анализе простых форм поведения таракана.

 

Следующим этапом работы ученых было наблюдение за тараканом, помещенным на роению плоскую платформу, которая освещалась одной лампой в центре или четырьмя по периферии; хорошо заметная линия разделяла ее на центральную и периферическую зоны. Таракана осторожно помещали в центре и больше не трогали, а наблюдатель, скрывающийся за перегородкой, отмечал через регулярные промежутки времени, где находится насекомое и что оно делает.

 

Оказалось, что такая простая методика позволяет получить многочисленные и разнообразные данные. Сначала таракан не занимает какого-то определенного положения: он идет к периферии и чаще ползает по краю платформы (которая окружена водой, для того чтобы воспрепятствовать бегству). Но таракана привлекает не вода: если сделать в центре платформы углубление и устроить в нем бассейн, то он все равно будет стремиться к внешнему краю платформы, при условии, что свет не будет слишком слабым (несколько люксов).

 

Это наблюдение очень важно, поскольку оно вскрывает значительную анизотропность среды для таракана, которой невозможно избежать.

 

Очень характерно изменяется исследовательская активность во времени - по истечении часа более интенсивно исследуется центральная зона, и это обстоятельство следует учитывать при определении оптимальной продолжительности опытов. Степень исследования помещенных на плоскость предметов (кубы разных размеров) зависит от того, находятся ли они на периферии или в центре.

 

Совершенно несомненно, что поведение таракана в значительной степени зависит от сенсорной адаптации, по крайней мере при достаточной интенсивности освещения. Можно, например, ускорить начало исследования центральной зоны, подержав насекомое перед опытом в ярко освещенном ящике. Вообще состояние таракана перед опытом и все производимые с ним манипуляции, в частности способ помещения в лабиринт, сильно влияют на его поведение.

 

 

 

23.11.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru