Главная - Примеры обучения у животных с разным уровнем организации - Выбор по образцу и восприятие животных
Эта задача (выбор по образцу) до некоторой степени противоположна предыдущим. Сначала животное должно научиться для получения пищи передвигать лежащий перед ним предмет. Затем перед животным раскладывают другие предметы, и, для того чтобы получить еще немного лакомства, оно должно передвинуть предмет, больше всего похожий на первый. Впервые этот метод был использован для работы с дикими мартышками, а в процессе более поздних опытов исследователи обучали макак-резусов проводить выбор по наиболее общим признакам, постепенно исключая второстепенные (такие, как размер и способ предъявления).
Онтогенез восприятия. Вопрос о роли врожденного и приобретенного в восприятии долгое время был предметом ожесточенной дискуссии. Отдельные этологи считают, что четкая приспособленность восприятия и двигательных функций к определенным условиям внешней среды является врожденной и обусловлена действием естественного отбора, который в течение миллионов лет уничтожал все несовершенное. Они основываются на данных своих многочисленных исследований, свидетельствующих о врожденной природе релизеров. Например, у только что вылупившихся цыплят уже существует предпочтение к определенной форме - круглые предметы они клюют чаще всего. Однако в поведении, в основе которого лежат врожденные релизеры, есть значительная доля приобретенных элементов. По мнению других этологов, эта приспособленность восприятия приобретается в первые годы жизни и зависит от условий. В пользу этого представления свидетельствуют результаты опытов по воспитанию в обедненной среде. Например, шимпанзе, содержавшимся в полной темноте в течение первых семи месяцев жизни, требовались недели и даже месяцы, чтобы научиться узнавать и брать соску. У крысят и котят, воспитанных в обедненной среде, зрительная ориентация оказывается гораздо более затрудненной, чем у контрольных, воспитанных в более разнообразной обстановке.
Описанные различия в поведении цыплят и молодых шимпанзе, не имевших зрительного опыта, связаны с видовыми особенностями формирования зрительного восприятия у этих животных. Дело в том, что у птиц доля инстинктивных, наследственно закрепленных элементов поведения несравненно выше, чем у млекопитающих. С другой стороны, нельзя путать, как это зачастую случается, развитие зрительного восприятия и формирование на его основе поведения. У птиц и то и другое в значительной степени является врожденным, тогда как у млекопитающих для формирования поведения на основе врожденного зрительного восприятия требуется обучение.
Для изучения онтогенеза восприятия прибегли к наблюдению за фиксацией взгляда с помощью фотокамеры, регистрирующей отражения рассматриваемых фигур на роговице. Оказалось, что у шимпанзе, макак-резусов и детей зрительные структуры и их функции достаточно развиты от рождения для осуществления весьма тонкого различения формы независимо от обучения, причем некоторым формам отдается предпочтение с самого рождения. Например, глаз ребенка старше двух месяцев больше задерживается на шахматном рисунке, чем на однородной поверхности, а на концентрических кругах больше, чем на горизонтальных полосах. В то же время дети до двух месяцев рассматривают квадрат с таким же интересом, как шахматный рисунок, а полосы интересуют их больше, чем концентрические круги. Больший интерес к шахматному рисунку у детей старше двух месяцев появляется, видимо, без обучения. Подобно этому у шимпанзе предпочтение болев сложных форм появляется без предварительного опыта.
Точки фиксации взгляда молодого шимпанзе, которому в течение 10 секунд показывали круг и треугольник на белом фоне.
Точки соответствуют центру зрачка; последовательность его перемещения снималась на пленку.
Повышение интереса к более сложным фигурам в течение первых недель жизни - общее правило, особенно при воспитании в условиях обилия зрительных раздражителей. Если же животное воспитывать в темноте, то интерес к сложным формам оказывается пониженным и никогда не достигает уровня, характерного для нормальных животных. Животное, находившееся в разнообразной и богатой раздражителями среде, предпочитает предметы, резко различающиеся по размеру, цвету или яркости.
Что касается поведения, то нормальные макаки-резусы в возрасте 3-5 недель за несколько дней научаются избегать препятствия, находить соску или модель матери, не ощупывая при этом окружающие предметы. После сенсорной депривации на все это требуется гораздо больше времени, а иногда правильное поведение так и не устанавливается.
Наконец, чем дольше содержалось животное в "обедненной" среде, тем сильнее нарушалось зрительное различение. Однако обучение таких обезьян можно ускорить, если позволить им ощупывать предлагаемые для различения предметы: для обезьян осязание не менее важно, чем зрение.
23.11.2017