Главная - Примеры обучения у животных с разным уровнем организации - Выработка у животного установки обучения
Очень важно отметить, что выработка установки обучения позволяет животным правильно дифференцировать раздражители уже после двух предъявлений.
Отсроченные реакции. Обезьяны хорошо запоминают местонахождение пищи, положенной на их глазах экспериментатором в кормушку, даже если проходит некоторое время, прежде чем им разрешат подойти к ней. В данном случае возможно обучение; число правильных реакций значительно возрастает, если длительность задержки систематически увеличивать, а не изменять ее случайным образом.
По максимальной длительности задержки, при которой еще происходит обучение, разные виды весьма значительно различаются между собой. Макаки-резусы, например, успешно справляются с задачей при горазда более длительных задержках, чем мартышки. Отвлечение внимания во время задержки мешает обучению так же, как и рассеянность некоторых животных. Отдельные ученые полагают, что обезьян можно разделить на "сосредоточенных", которые не отрывают глаз от кормушки, где спрятан корм, и "рассеянных", которые отвлекаются (у этих последних результат гораздо хуже). Повреждения лобных долей, усиливающие диффузную активность животного, ухудшают выполнение отсроченных реакций.
Положение тела по отношению к кормушке во время задержки влияет на реакции у низших обезьян, но уже у макак-резусов оно не играет никакой роли.
Отсроченные реакции имеют те же свойства, что и остальные виды обучения: они зависят от величины вознаграждения и от "концентрации" опытов - постепенное обучение, как и в других случаях, дает лучший результат, чем "массированное".
Образование ассоциаций. Это один из самых трудных видов обучения. Животному предъявляется несколько раздражителей для различения и несколько предметов для манипулирования, причем эти предметы связаны либо между собой, либо с определенной ситуацией. Приведем для примера несколько таких задач.
Непространственное различение. Животному показывают предметы А и Б. Если предмет А предъявляется в каком-то положении х (например, на красной подставке), то под ним лежит пища; в положении у (на желтой подставке) предмет А с пищей не связан. Такую реакцию различения можно выработать, но переделать (даже у детей 6 лет) трудно. Животные, у которых она выработана, без труда справляются с подобными задачами. Макаки-резусы справляются с этой задачей очень быстро, но немаловажно то, что его обезьяны до того участвовали в других экспериментах. К сожалению, добиться переделки таких реакций исследователи не пытались.
Задачи с амбивалентными раздражителями. Животному предлагают три предмета разного цвета - красный (К), зеленый (З) и синий (С); реакция на них должна быть положительной или отрицательной в зависимости от того, в каком сочетании они предъявляются; например, красный раздражитель подкрепляется, если предъявляется вместе с зеленым, и не подкрепляется вместе с синим и т.д. Такие раздражители называются амбивалентными, поскольку каждый из них с равной вероятностью может быть связан или не связан с подкреплением.
Пространственное различение. Предъявляются два предмета А и Б; А подкрепляется только в том случае, если он находится слева, а Б - только если он справа. Такая задача очень трудна для макак-резусов.
Чередование. 3адачи на чередование состоят в регулярном попеременном изменении раздражителей во время каждой пробы. Например, в лабиринте животное учат поворачивать по очереди то налево, то направо (ЛП) или то ПП, то ЛЛ и т.д. Можно обучать животное по очереди выбирать различные раздражители. В таких экспериментах не приходится говорить об ошибках в одной пробе. Удостовериться в том, что обучение действительно происходит, можно лишь на основании сравнения результатов многих проб. Для усложнения задачи на чередование применяли еще задержку. Оказалось, что животные справляются с задачей и в этом случае, даже если в результате местной анестезии они с трудом сохраняют определенное положение тела.
Непонятно, впрочем, чем руководствуется- животное при решении подобной задачи на чередование с задержкой, например в том случае, когда в опыте с пищевым подкреплением обезьяна приучится не приходить в (n + 1)-м случае в то место, в которое она приходила в предыдущем (n - м) и получала подкрепление; вероятно, она ориентируется на свои предшествующие реакции, поскольку внешние обстоятельства совершенно не изменились. Макаки-резусы справляются с этой трудной задачей достаточно хорошо, хотя доля правильных ответов никогда не достигает у них 100%.
Вот пример более простой задачи на чередование. Обезьяны должны были попеременно то открывать, то не открывать один и тот же ящик, в котором они в случае правильного решения находили арахис, а при ошибке - не находили ничего. В данном случае правильные ответы отмечались в 90 % случаев.
23.11.2017