Главная - Примеры обучения у животных с разным уровнем организации - Врожденные особенности животных и свойства предметов, обучение и задачи
Ученые отметили врожденную особенность животных - они предпочтительно обращают внимание на какие-то определенные свойства (разные у разных видов) предметов, что играет важную роль в организации восприятия. С возрастом это предпочтение меняется, и можно сказать, что оно "врожденное только у новорожденных", у взрослых же особей оно в той или иной степени изменено приобретенным опытом. Из этого примера ясно видна бесплодность спора между сторонниками преимущественно врожденного или преимущественно приобретенного восприятия.
Онтогенез обучения. Следует различать три типа задач, которые способны решать макаки-резусы. Классические условные рефлексы (1) и реакции, связанные с локомоцией и манипулированием (2), могут вырабатываться с самого рождения или чуть позже. Задачи третьего типа животные могут решать начиная с первого месяца жизни, причем с возрастом все лучше и лучше; это отсроченные реакции, серийное обучение и специфичные для обезьян задачи с нитками (обезьяна должна установить, какая из ниток связана с интересующим ее предметом, и вытянуть его).
Задачи первых двух типов молодые животные решают так же хорошо, как и взрослые, но иногда после более длительного периода обучения. При решении задач третьего типа молодые животные не достигают уровня взрослых даже после очень длительной тренировки.
Скорость обучения у взрослых животных гораздо выше, чем у молодых, причем выработка некоторых реакций в разные периоды жизни зависит от разных факторов. Например, инструментальная реакция у молодых животных зависит от того, в какой мере развилась у них сенсомоторная система, а у более взрослых - от возбудимости и мотивации. Кроме того, в течение первых пяти месяцев жизни скорость обучения разным задачам увеличивается неравномерно. Например, различение цвета или яркости после первого месяца жизни уже более не улучшается, тогда как различение формы, размера и объема продолжает совершенствоваться по крайней мере до четырех месяцев. Значительные различия в характере кривых обучения более взрослых животных обусловлены во многих случаях появлением как бы внезапного "озарения" (так называемый инсайт). При этом в начальный период обучения и те и другие действуют наугад, а затем у взрослых животных кривая ошибок резко падает почти до нуля, тогда как у молодых она снижается гораздо более постепенно.
Способность к переносу и обобщению появляется у животных на первом месяце жизни или даже сразу после рождения, однако при решении сложных задач, таких, например, как выбор по отличию, перенос размерных соотношений невозможен почти до двух лет.
Прочность запоминания улучшается с возрастом.
Некоторые задачи обезьяны способны решать уже в однодневном возрасте, но уровень правильных ответов обычно неустойчив, и лишь впоследствии обучение идет более ровно. Однако возникает вопрос, насколько естественны обычно предлагаемые животным задачи и насколько характер их решения отражает истинные способности животного? Дело в том, что многие исследователи отмечают значительные расхождения между способностью обезьян к обучению в экспериментальных условиях, и, например, их поведением в сообществе. Так, обезьяна, казавшаяся неспособной к обучению, в течение нескольких минут усвоила иерархическую структуру группы, в которую ее только что поместили, а казавшаяся очень "способной" макака-резус с этим не справилась.
Особенности обучения старых шимпанзе. Напомним сначала некоторые биологические данные. Беременность у шимпанзе длится немногим больше 7 месяцев (226 дней), детеныш весит 1,8 кг; до двух лет (у человека до четырех) он полностью зависит от матери. До наступления половой зрелости (в восемь лет) детеныш очень общителен и легко дается в руки. У шимпанзе в отличие от человека нет четких внешних признаков полового созревания, в частности изменений голоса и волосяного покрова. Половозрелые шимпанзе меньше играют и становятся более агрессивными. Они доживают иногда до 40 лет, что соответствует 90-100 годам у людей, и в старости склонны игнорировать окружающее, занимаясь в основном сами собой, в частности вычесываясь и выискивая насекомых. У одного шимпанзе удалось проследить выполнение одной и той же серии тестов в разном возрасте, начиная от пяти лет и кончая сорока годами.
Оказалось, что задачи на различение с возрастом решаются все лучше и лучше, а по другим тестам старые шимпанзе не отличаются от молодых, с той разницей, что выработка отсроченных реакций и выполнение выбора по отличию к старости значительно ухудшаются. Это ухудшение нельзя отнести за счет снижения заинтересованности, столь характерного для старых людей. В отличие от них шимпанзе очень любознательны и ждут предъявления задачи с нетерпением, задыхаясь от волнения; иногда при этом происходит мастурбация.
23.11.2017