Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций - Латентное обучение животных

 

Латентное обучение животных

 

 

Прежде всего напомним, что крыса, помещенная в лабиринт, с самого начала исследует его не наугад, а в соответствии с формируемыми ею "гипотезами".

 

Ученые показали, что если крыс просто продержать 10 дней в лабиринте без всякого поощрения, то впоследствии они будут обучаться в нем гораздо быстрее. Простой лабиринт крысы могут полностью освоить в результате такого непредусмотренного экспериментатором обучения, так что, когда крысу начинают по обычной методике подкармливать в одном из концов лабиринта, оказывается, что она уже прекрасно "знает" его. Некоторые авторы отрицают возможность латентного обучения, поскольку оно обнаруживается не всегда (как правило, латентное обучение не удается продемонстрировать на животных, испытывающих сильный голод или жажду). Вероятно, голод и жажда препятствуют проявлению "исследовательского побуждения" (если позволительно употребить такой термин), которое лежит в основе латентного обучения.

 

Явление это становится более понятным, если допустить, что у крысы за время пребывания в лабиринте образуется так называемый "мысленный план лабиринта". (Против этого понятия резко выступает ряд видных зоопсихологов.)

 

Латентное обучение характеризуется следующими особенностями:

 

а) оно не "мотивировано" ни одной из основных потребностей;
б) оно включает своего рода "перенос опыта при обучении", так что животное может "пользоваться" этим опытом в разных состояниях мотивации;
в) при латентном обучении животное способно произвести выбор, не прибегая к методу проб и ошибок.

 

Отсутствие мотивации при латентном обучении явилось предметом многочисленных дискуссий. Отдельные исследователи утверждали сначала, что в действительности здесь имеется мотивация - она соответствует потребности крыс прятаться. Но на это можно возразить, что во всех случаях латентного обучения нет ничего, что напоминало бы обычный метод поиска правильного решения - метод проб и ошибок; поскольку в действительности крыса никуда не скрывается, то ничто и не подкрепляется.

 

Можно утверждать, что сам по себе процесс исследования лабиринта может, вероятно, иметь значение подкрепления. Напомним, например, опыт, в котором экспериментаторы обучали обезьяну при определенном сигнале нажимать на рычаг, причем единственной наградой за правильную реакцию служила возможность выглянуть в маленькое окошечко в стенке клетки, в которой происходило обучение. Обучение в этих условиях происходило чрезвычайно успешно, и таких примеров известно довольно много.

 

С целью обнаружить факторы, способные служить подкреплением при латентном обучении, некоторые авторы проводили опыт в разных помещениях, давали животному пищу в разных местах и даже вводили раздражители, которые во время латентного обучения играли бы роль, противоположную той, что предназначалась им при обычном обучении. Однако, несмотря на все эти ухищрения, природа латентного обучения остается нераскрытой.

 

Обучение при подкреплении, не соответствующем мотивации, когда голодное животное учат находить воду и наоборот, редко бывает успешным, но все же возможно, если мотивация не слишком сильна.

 

Объяснить этот вид обучения с помощью теории подкрепления совершенно невозможно.

 

 

 

05.12.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru