Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций - Особые виды обучения животных - инсайт
Инсайт. Ученые наиболее удачно определили инсайт как внезапное осуществление новой адаптивной реакции без предварительных проб и ошибок. Многие даже рассматривали инсайт как выражение способности к образованию понятий. Сразу же возник вопрос о том, насколько инсайт отличается от обучения методом проб и ошибок.
Использование орудий как пример инсайта. Описаны случаи использования животными орудий. Например, морская выдра, подняв со дна моря камень, разбивает об него раковины моллюсков. Некоторые птицы используют намни для того, чтобы разбить раковины улиток, а ягнятник-бородач бросает кости с большой высоты на скалы, чтобы разбить их и добраться до костного мозга. Однако все это врожденные действия, достояние вида в целом (так, во всяком случае, принято считать, поскольку нет доказательств того, что не все представители вида в этом отношении одинаковы). Кроме того, в описанных примерах животные никак не манипулируют орудиями. Нас же интересует применение орудий в условиях, исключающих возможность обучения методом проб и ошибок, т.е. то, что оправдало бы применение понятия "инсайт". Такие примеры слишком редки, но они наводят на мысль о родстве с "галечной культурой" австралопитеков, использовавших камни почти без обработки.
В опыте собака хватает высоко подвешенную кость, предварительно подставив под нее ящик
По нашему мнению, даже когда шимпанзе используют палку для того, чтобы достать плоды, нельзя говорить об инсайте. Исследователи повторили эти опыты на шимпанзе, воспитанных в неволе с самого раннего возраста, так что было известно, что они умеют и чего не умеют делать. Оказалось, что только один из всех смог доставать плоды палкой - как раз тот, который раньше играл палками. Тогда остальным шимпанзе также дали для игры палки, и оказалось, что во втором опыте все они сумели использовать их как орудие. Однако в последующих опытах ничего подобного на наблюдалось: хотя шимпанзе много и активно играли в детстве палками, это ничуть не повлияло на их способность манипулировать удочкой и палкой.
Ученые изучали последствия ограничения подвижности на шимпанзе с самого раннего возраста. Они работали с обезьянами, которых до начала опыта лишили возможности пользоваться руками, надев им на руки специальные коробки. У таких обезьян способность к восприятию размеров, формы и рельефа не изменилась, тогда как координация движений оказалась сильно нарушенной. Они не могли, например, взбираться на деревья. Таким образом, можно видеть, что способность к манипулированию проходит иногда через незаметную стадию проб и ошибок, и возможно, что так же обстоит дело во многих случаях, которые расцениваются как инсайт.
Задачи на обход преграды. Способность некоторых животных без предварительных проб и ошибок обходить препятствия также можно рассматривать как случай инсайта. Возможность решения таких задач в значительной мере зависит от того, видит ли животное конец препятствия. Если он исчезает из виду хотя бы на короткое время, то задача сильно осложняется или даже становится неразрешимой.
Все же у крыс возможен инсайт. 3десь уместно напомнить опыты по серийному обучению. Предлагая обезьянам все более сложные задачи в лабиринте или на различение, исследователи пришли к выводу, что они в конце концов быстро выучиваются обучаться. При решении каждой новой задачи они действуют уже не наугад, как раньше, а с "приготовлениями", что наводит на мысль о построении гипотезы или даже об инсайте. Очень существенно, что построение гипотез и инсайт вступают в действие в тех случаях, когда новая задача лишь ненамного превышает возможности животного. Если же это превышение велико, то животное опять возвращается к "примитивному" решению проблемы по методу проб и ошибок или просто действует наугад.
Индивидуальные способности животного в решению предельных по трудности задач очень разнообразны, чем, кстати, могут объясняться расхождения в результатах, полученных разными авторами.
05.12.2017