Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций - Привыкание и реактивное торможение

 

Привыкание и реактивное торможение

 

 

Привыкание - это, по-видимому, наиболее простой вид обучения. В противоположность обычному обучению, которое состоит в появлении новых реакций и включении их в поведение, привыкание избавляет животное от необходимости реагировать на раздражители, не имеющие для него никакого значения. Впервые ученые обнаружили это явление у брюхоногого моллюска. При сотрясении субстрата моллюск прячется в раковину, но если регулярно повторять это раздражение (не меняя его интенсивности), то сила и длительность реакции постепенно уменьшатся до нуля. Если во время опыта увеличить интенсивность раздражения, то на некоторое время реакция возобновится.

 

Исследователи совершенно справедливо отметили, что привыкание характерно для всех животных.

 

Правомерно ли отличать его от утомления? Это зависит от того, как интерпретировать утомление. Физиологи менее склонны, чем раньше, объяснять его просто накоплением метаболитов. Они считают, что утомление зависит от многих факторов, среди которых, несомненно, следует выделить нервные. Необходимо также отличать привыкание от простой сенсорной адаптации. Это можно сделать чисто эмпирически, зная, что адаптация - процесс быстрый и кратковременный, тогда как привыкание происходит более медленно.

 

В отдельных случаях разница обнаруживается очень легко. Это справедливо, например, для изученной исследователями реакции расширения хоботка у мухи Phormia гegina при погружении одной из передних лапок в раствор сахара. По мере повторения интенсивность этой реакции начинает уменьшаться и некоторое время (от 1 до 13 секунд) остается на очень низком уровне. Но если после "адаптации" одной из лапок в раствор сахара опускают другую лапку, то оказывается, что "адаптация" распространилась и на нее. Следовательно, в этом случае происходит процесс, связанный с деятельностью центральной нервной системы, а не с адаптацией небольшой группы местных рецепторов.

 

Привыкание в свете теории Павлова. Ученые выделяют ряд характерных для привыкания признаков. Прежде всего, как явствует из некоторых данных, привыкание происходит даже в том случае, если раздражители действуют через достаточно длительные промежутки времени (до 24 часов); при этом функциональное истощение совершенно исключено. Привыкание часто смешивают с угасанием ориентировочного рефлекса, что, несомненно, очень удобно для физиолога, однако этолог не может этим ограничиться. В основе привыкания лежит формирование тормозных связей между соответствующими центрами, подобно тому как это происходит при условных реакциях. Этим и объясняется поразительное сходство обоих процессов. Например, когда на животное перестают воздействовать раздражителем, привыкание ослабевает и реакция, подобно угашенному условному рефлексу, может восстановиться. Однако теория интерференции условной и тормозной реакций опровергается данными о ходе угасания в условиях , когда устраняется только раздражитель и ничего более не меняется. В этом случае совершенно непонятно, чем может быть вызвана интерференция.

 

Кроме того, обучение оказывается более эффективным, если отдельные "уроки" разделены некоторым промежутком времени. Угашение же, напротив, происходит быстрее, если оно осуществляется "массированно". Известны и другие случаи, когда оба процесса при использовании одних и тех же раздражителей развиваются неодинаково. Следовательно, гипотеза об интерференции двух процессов, которая не объясняет даже угашение условного рефлекса, тем более не может объяснить привыкания.

 

Последователи Павлова обратились к концепции, которую первые называют внутренним торможением, а вторые - реактивным торможением. Для Павлова торможение - это активный процесс, который противодействует образованию условного рефлекса. Конечно, это крайне вульгаризированный взгляд на торможение. Внутреннее торможение не противодействует образованию условного рефлекса, а приспосабливает его к конкретным условиям среды; оно служит средством координации условно-рефлекторной деятельности. Торможение также является активным процессом, но этот процесс развивается при каждом конкретном действии независимо от того, подкрепляется оно или нет, тогда как привыкание развивается только после неподкрепляемых реакций. Сторонники идеи реактивного торможения постулируют, что каждая осуществленная животным реакция уменьшает вероятность своего повторения в отсутствие подкрепления, а каждая подкрепленная реакция, напротив, увеличивает эту вероятность.

 

Однако исследования последних лет убедительно показали, что уменьшение числа ответов при прекращении подкрепления связано не столько с самими реакциями животного, сколько с вызвавшими их раздражителями. Приведем следующий пример. Ученые провели сравнение двух групп крыс: в одной группе вызывали угашение реакций, многократно оставляя их без подкрепления, а в другой крысам предъявляли слабые раздражители, неспособные вызвать нормальную реакцию. Оказалось, что во второй группе угасание произошло быстрее, чем в первой, т.е. именно повторение неподкрепляемых раздражителей, а не повторение реакций на них вызывает угасание.

 

Трудности, связанные с понятием "привыкание". Понятие это само по себе не совсем ясно, и исследователи, изучавшие реакцию зябликов на чучело совы, установили, что одновременно существуют тенденции как к ее ослаблению, так и к усилению. Если интервал между действием раздражителей сокращается, то преобладает первая тенденция. Таким образом, привыкание представляет собой результат взаимодействия нескольких процессов, требующих разного времени для своего восстановления после полного исчезновения (несколько секунд, минут или недель), причем эти процессы могут быть специфичны или неспецифичны для раздражителя, вызывая либо уменьшение, либо увеличение силы реакции. Сопоставим это с тем, что происходит при выработке реакции различения, когда, например, птицу обучают брать пищу из кормушки, закрытой белой крышкой, и не обращать внимания на пустую коробку с черной крышкой, у нее вырабатывается не только положительная реакция на белый цвет, но и торможение на черный.

 

Оказалось, что эти два процесса развиваются с неодинаковой скоростью. Способность выполнять положительную реакцию сначала очень незначительна , но до 10-й недели увеличивается очень быстро, а затем, до 40-й недели, снижается; что же касается способности к развитию внутреннего торможения, то она, напротив, к этому времени достигает своего максимума.

 

Разнообразные воздействия в раннем детстве влияют именно на эти способности животного. Отсюда понятны разногласия при оценке влияния возраста на обучение: по-видимому, все зависит от задачи, которая используется для сравнения, и от соотношения способностей к выработке положительных и отрицательных условных реакций. Вот почему в разных случаях лучших результатов могут достигать то более молодые, то более старые животные.

 

Ребенок трех лет может научиться нажимать на кнопку в ответ на красный сигнал, но обучение идет плохо и он слишком часто реагирует еще и на зеленый. Исследователи объясняют такой результат отсутствием способности к торможению неправильных реакций, которая формируется только к 12-13 годам.

 

 

 

05.12.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru