Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций - Скорость и точность процесса обучения животных
Установка обучения. Как мы уже указывали ранее, в самом процессе обучения заметно возрастают его скорость и точность.
Количество пищи, съедавшейся тремя обезьянами до (I) и после (II-IV) того, как они видели, что эту пищу едят другие.
Кривая I - все три обезьяны до подражания; II - Ахилл, 10 дней подражания; III - обезьяна Ив, 15 дней подражания; IV - обезьяна Дин, 18 дней подражания.
В связи с этим возникает ряд сложных вопросов. Исследователи, описавшие это явление у высших обезьян, предложили несколько вариантов его объяснения (при этом они отдельно рассматривают различение раздражителей и формирование ответной реакции).
1. Если само различение раздражителей осуществляется очень быстро, а ответная реакция вырабатывается гораздо медленнее, то прогресс при серийном обучении может быть связан с ускорением этого второго процесса.
2. Возможно, что различение вырабатывается быстро, а научение связано не с приобретением нового, а с вытеснением какого-то старого навыка, который мешает научению. В этом случае серийное обучение может ускорять процесс вытеснения.
3. Если медленно происходит сам процесс различения, то при серийном обучении он может ускоряться благодаря лучшему ознакомлению с раздражителями в предыдущих опытах.
4. Возможно, что обучению мешает перенос предшествующего опыта при переходе от одной задачи к другой; в таком случае серийное обучение повышает специфичность реакций, не влияя на различение раздражителей.
Как у обезьяны образуется установка обучения.
Правильные ответы (в опытах на различение) в последовательных пробах: результаты первых проб отражены на нижних кривых, а последних проб - на верхних кривых.
При нынешнем состоянии наших знаний трудно решить, какое из этих предположений ближе к истине, однако следует подчеркнуть важное значение автоматизма, который особенно силен у животных с менее развитой психикой, например у кошек. Они сразу же усваивают значение раздражителей и используют этот опыт при решении всех остальных задач серии, что очень мешает дальнейшему обучению. Подобный автоматизм, как известно, характеризует низший уровень развития психики, а гибкость при обучении - высший.
Приматы способны объединять опыт, полученный в двух не связанных между собой ситуациях, используя его для совершения какого-то действия, которое и принесет им вознаграждение; одним словом, они могут рассуждать. После 17000 опытов исследователи смогли научить шимпанзе решать задачу, которую можно сформулировать следующим образом: из разных квадратов, различающихся по двум признакам сразу (например: цвет + форма или кайма + выступы), надо выбрать больший. Если же квадраты различаются лишь по одному признаку (цвет, форма, кайма), то надо выбрать меньший. К концу этих опытов у шимпанзе по кличке Франк отмечался довольно хороший результат - 71 % правильных решений. Но, разумеется, нельзя утверждать, что у обезьян эта задача формулируется так же, как и у человека.
Простота задачи может мешать обучению. Шимпанзе и другие высшие обезьяны манипулируют различными предметами также легко, как и дети, причем их реакция тем активнее, чем больше и разнообразнее выбор предметов, используемых в опыте. Следовательно, стремление к упрощению ситуации, которое диктуется желанием поставить более чистый опыт, может помешать выявлению некоторых особенностей поведения.
Интересно, что чем старше ребенок, тем хуже результат (или, может быть, тем меньше он проявляет интереса?) в слишком простых экспериментальных ситуациях. Опыт проводили на детях от 4 до 19 лет. Им предлагали нажимать на рычаги, когда экспериментатор стучал по столу карандашом. Оказалось, что реакция вырабатывается тем лучше, чем дети младше и с очень большим трудом после 13-14 лет. По-видимому, верно, что чем больше развита координация реакций на воздействия среды, тем менее способен испытуемый к выполнению простых условно-рефлекторных реакций.
28.11.2016