Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций - Способность к выполнению отдельных реакций животными

 

Способность к выполнению отдельных реакций животными

 

 

Отсроченные реакции. Многие авторы рассматривали способность к выполнению реакций спустя долгое время после действия соответствующих раздражителей как проявление интеллектуальной деятельности, по крайней мере у высших животных. Однако .другие исследователи рассматривают такие отсроченные реакции просто как обычный случай запоминания. В самом деле, в естественных условиях животному приходится, например, запоминать очень сложный план местности, а обезьяна в лабораторных условиях выполняет различные действия (в том числе с использованием тех или иных орудий) спустя многие годы после того, как она им научилась.

 

Но если отсроченная реакция должна осуществляться без использования пространственных ориентиров, то задача становится гораздо более трудной, почти невыполнимой для обезьян и птиц (несомненно, ввиду отсутствия у них способности к оперированию символами, для которой необходим язык). В природных условиях, сталкиваясь с реальными задачами своей обычной жизни, которые их "интересуют", животные способны к поразительно длительным "отсрочкам".

 

Методика множественного выбора. Осуществление реакции выбора по многим признакам представляется результатом процесса обобщения, почти равноценного инсайту. Один из вариантов этой методики состоит в том, что животные должны, например, выбрать коробку с определенным числом точек на крышке независимо от ее положения или же коробку, находящуюся в определенном положении по отношению к другим (например, всегда третью коробку слева). В этом отношении интересны опыты воронах и белках.

 

Шимпанзе подражает действиям человека

 

Подражание. Многочисленные случаи подражания у животных, несомненно, соответствуют социальному "облегчению" и явно не включают высших форм инсайта. Иногда подражание представляет собой совершенно автоматическую условную реакцию. Например, ученые наблюдали, как даже сильно перекормленные цыплята, уже отказывающиеся от пищи, начинают есть, если на их глазах едят другие. Исследователи сделали очень важное наблюдение. Оказалось, что голубь может научиться вести себя определенным образом перед ящиком с пищей, наблюдая за поведением другого голубя. Эта форма поведения, несомненно, включает в себя элемент инсайта, поскольку, как показали опыты, функция "зрителя" состоит в улавливании связи между вознаграждением и раздражителем. При этом лучшие результаты отмечаются у тех птиц, которые могли видеть из своих клеток не только выполнение уже выработанной реакции, но и весь процесс ее становления с его неизбежными ошибками. "Исполнитель" не обязательно должен принадлежать к тому же виду, что и "зритель". Обезьяны, например, могут научиться правильному выбору, если нужный предмет укажет им экспериментатор. Наконец, исследователи научили шимпанзе по команде "сделай, как я" повторять гримасы. Оказалось, что обезьяна в этом отношении совершенно не отличается от ребенка соответствующего возраста.

 

Подражание распространено и у диких животных. Например, в Англии синицы научились протыкать клювом крышки молочных бутылок и выпивать сливки. Этот трюк, "изобретенный" отдельными птицами, переняли другие, так что он широко распространился в довольно большом районе, и молочники уже не осмеливались оставлять по утрам молоко у дверей домов. Вероятно, первые синицы научились этому методом проб и ошибок, а остальные - подражая первым. По наблюдениям ученых, одна птица может даже заставить другую подражать себе. Оказалось, например, что в первое время после вылупливания гусениц лишь очень небольшое число их поедается птицами, однако вскоре положение резко меняется. Дело в том, что каждая птица, обнаружив новый источник пищи, приводит к ней своего супруга. У птиц чувство страха перед змеями и хищниками вопреки распространенному мнению не всегда является врожденным и в ряде случаев, несомненно, возникает как результат подражания (в очень раннем возрасте) взрослым.

 

Для нас наиболее интересны случаи подражания новым или маловероятным действиям, для которых не существует специфической врожденной основы. Изучение таких реакций поможет понять сложный вопрос о том, как животные "осознают" себя по отношению к другим животным. Сейчас зоопсихология пока еще недостаточно вооружена для решения таких задач.

 

 

 

28.11.2016

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru