Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций - Трудности, связанные с понятиями мотивации и подкрепления
Вот эти-то трудности и заставили исследователей-зоопсихологов обратиться к теории вторичного подкрепления. Согласно этой теории, вкус является вторичным подкрепляющим фактором, частично ослабляющим потребность. Однако в этом случае животные, получившие сахарин, должны съедать меньше пищи, чем животные, получившие только воду; на самом же деле это не так.
Рассмотрим теорию вторичного подкрепления и вторичной мотивации более подробно.
Вторичная мотивация. Наиболее трудны для объяснения с помощью теории ослабления потребности реакции избегания, которые избавляют животное от действия болевого раздражителя. Каково же в данном случае то побуждение, с уменьшением которого связана эта форма поведения? Исследователи утверждают, что такое поведение мотивировано не самим болевым раздражением, а страхом перед ним. В своих экспериментах ученые использовали клетку, разделенную на две части. В одной половине, выкрашенной в белый цвет, полом служила решетка, через которую пропускали электрический ток, в другой, черной половине пол был обычным; между отделениями имелась дверца. Крысу помещали сначала в белое отделение, откуда она, получив удар электрическим током, через открытую дверцу убегала в черное отделение. Затем ее возвращали в белое отделение, но она снова убегала в черное, хотя болевого раздражения больше не применяли. Затем крысу снова помещали в белое отделение, но дверца на этот раз была закрыта. Для того чтобы открыть ее и перебежать на другую половину, крысе надо было отпереть дверцу - повернуть на 1/4 оборота колесико задвижки. Крыса проявляла все признаки страха (дрожь, дефекация), металась по клетке и в конце концов случайно открывала дверцу. Постепенно ей удавалось открывать дверцу все быстрее и быстрее. Затем таким же путем ее обучали открывать задвижку другого типа.
Напомним, что во всех этих опытах электрическое раздражение больше ни разу не применялось.
В этом случае происходит двойное обучение: сначала вырабатывается реакция страха, а затем реакция избегания. Первая из них относится к классическим условным реакциям, вторая - к инструментальным. Выработка реакции страха подчиняется, как выяснилось, тем же законам, что и выработка любого условного рефлекса.
Вторичное подкрепление. Известно, что условный раздражитель, на который выработана прочная реакция, может служить подкреплением для другого условного раздражителя. Фролов, например, вырабатывал у животных реакцию слюноотделения на звук метронома. Когда реакция упрочивалась, он добавлял новый раздражитель - показывал животным черный квадрат, после чего раздавался звук метронома, больше не подкреплявшийся пищей. Таким образом, звук метронома становился подкреплением для этого раздражителя, пусть и менее эффективным, чем обычное подкрепление, поскольку слюна выделялась в меньшем количестве. Павлов назвал это явление рефлексом второго порядка. Необходимым условием выработки условного рефлекса второго порядка является наличие 10-15-секундного перерыва между условно-рефлекторными раздражителями. При отсутствии такой паузы развивается запредельное торможение.
У собаки можно получить и рефлекс третьего порядка, но и только, тогда как человек в этом отношении способен на гораздо большее.
Рефлекс второго порядка может вырабатываться и при инструментальном обучении. Об этом свидетельствуют, например, опыты исследователей-зоопсихологов, которые обучали шимпанзе получать лакомство (виноград), опуская жетон в щель автомата. Затем их обучали различать пять ящиков, используя в качестве подкрепления в одних случаях жетон, в других - виноград. Оказалось, что обезьяны выбирали ящик с виноградом в 93% случаев и ящик с жетоном в 74% (вероятность случайного выбора при этом составляет 20%). Следовательно, жетон сыграл роль подкрепляющего фактора при выработке различения.
Экспериментаторы также показали, что щелчок, раздающийся, когда крыса нажимает на рычаг, сам по себе имеет подкрепляющее значение, которое сохраняется даже тогда, когда кормушка пуста и крыса не получает пищи. Пока крысы слышат этот щелчок, угасание выработанной реакции происходит гораздо медленнее, в естественных условиях вторичные подкрепляющие факторы должны иметь большое значение, так как они всегда во множестве сопровождают поедание пищи и многократно подкрепляются ею. Они присутствуют даже в самом строгом варианте павловской методики. Ученые показали это следующим образом: в пищеводе собаки они сделали две фистулы, так чтобы пища могла попадать в желудок только при их соединении. На восьмой день у собак удавалось угасить пищевое поведение, а затем выработать у них простое различение, подкрепляя правильные реакции соединением, а неправильные - разъединением фистул. Но то же самое различение можно выработать, подкрепляя правильные реакции мнимым "кормлением". Можно, наконец, добиться того же результата, если вводить пищу прямо в желудок.
Тренировка крыс в лабиринте.
Группа I получает пищу каждый раз, когда достигает цели (кривая I), группа II - только после 6 дней тренировки (кривая II), а группа III - после 22 дней (кривая III). Резкий спад на кривых ошибок для групп II и II убедительно показывает, что крысы освоили лабиринт еще до того, как их начали в нем подкармливать.
Такие опыты свидетельствуют о существовании непрерывной цепи подкрепляющих факторов.
28.11.2016