Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций - Трудности, связанные с самим понятием обучения
Прежде всего следует отметить, что кроме самого простого вида обучения, выражаемого формулой S → R, когда один раздражитель вызывает одну реакцию, есть и другие его виды. Существует, например, форма обучения, выражаемая формулой S → S (стимул - стимул), когда раздражители связаны между собой в определенной последовательности, не вызывая окончательной реакции. Примером может служить латентное обучение животного или воздействие раздражителей в раннем возрасте (так, крысы, видевшие треугольники на стенах своей клетки, впоследствии будут легче отличать их от кругов).
Примером обучения по формуле R → R может служить образование сложных навыков у пианистов и акробатов (а также у тюленей в цирке, которые держат на носу мяч). Если в системах S → R обучение лучше всего идет в том случае, когда интервал между раздражителем и реакцией составляет 0,25-0,5 секунд, то в системах R → R он должен быть гораздо короче, иначе нужная скорость и точность действий никогда не будут достигнуты. Роль подкрепления в таких системах довольно незначительна. Дело в том что подкрепляется только самое последнее звено, в ходе же обучения каждая сложная серия движений не подкрепляется ничем, кроме возможности правильно выполнить следующую серию сложных движений.
Очень тонкие процессы нервной координации, осуществляющиеся при этом, служат предметом скорее нейрофизиологии, чем зоопсихологии.
Можно отметить, что их формирование предполагает возможность свободно пользоваться конечностями в раннем возрасте. Так, например, молодой шимпанзе, руки которого были заключены в тесную коробку, оказался впоследствии очень неуклюжим.
Благодаря расширению наших представлений об обучении стало ясно, что некоторые принципы, сформулированные первыми исследователями в этой области, вовсе не так существенны и универсальны, как это им представлялось.
Принцип замены раздражителей, которого придерживались последователи Павлова, гласит, что любой раздражитель, действующий одновременно с подкрепляемым, приобретает способность вызывать ту же реакцию, т.е. подменяет подкрепляемый раздражитель. Но этот принцип приложим лишь к тем довольно редким случаям, когда характер условной реакции к концу обучения не меняется.
Суть закона эффекта, впервые сформулированного Торндайком, состоит в том, что связь между раздражителем и реакцией укрепляется вознаграждением и ослабляется наказанием. Как отмечают практикующие зоопсихологи, закон эффекта по существу не отличается от принципа замены раздражителя, только в первом случае считается, что сила ответа зависит от интенсивности подкрепления, а во втором - от наличия и силы безусловной реакции, в свою очередь зависящей от подкрепления. Закон эффекта неприложим к некоторым видам обучения, например к выработке реакции избегания (когда животное учится не заходить в камеру, где его, скажем, раздражали током).
28.11.2016