Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций - Трудности теории ослабления потребности

 

Трудности теории ослабления потребности

 

 

Важнейшим фактором образования условной связи является подкрепление, которое можно определить как устранение первичной потребности, приведшей к появлению реакции. Напомним, что бесчисленные исследования американских бихевиористов были направлены на выделение элементарных единиц поведения, общих для разных его форм. Эти попытки были очень логичны и рациональны (и поэтому очень располагали в свою пользу), но оказались явно преждевременными.

 

Методика исследований заключалась в регистрации реакций животного в проблемном ящике или лабиринте, где оно подвергается воздействию многих раздражителей. Часть этих раздражителей для него безразлична и потому не вызывает никакой реакции. Другие раздражители приятны, поэтому они вызывают положительную реакцию и если продолжают оставаться приятными, то вызывают реакцию все чаще и чаще, или, как говорят, в этом случае происходит подкрепление реакции. Впрочем, слово "приятные" используется лишь ради удобства изложения; бихевиористы производили только учет раздражителей и вызванных ими положительных и отрицательных реакций, что создавало основу для построения строго объективной психологии.

 

Для характеристики внутреннего состояния животного были введены некоторые специальные понятия (так называемые промежуточные переменные), в частности "побуждение" (drive). Виды побуждений немногочисленны - это голод, жажда и половое влечение, причем их интенсивность также можно объективно оценивать по внешним реакциям животного. Практически получается, что подкрепление совпадает с ослаблением интенсивности побуждения. Если, например, кормить голодное животное, когда оно совершает определенное действие, то побуждение голода будет уменьшаться одновременно с подкреплением этого действия (т.е. данной реакции).

 

Все это казалось на первый взгляд столь простым, ясным и очевидным, что обсуждение представлялось совершенно излишним. Однако по мере развития исследований стало ясно, как мы увидим далее, что эта простота и очевидность обманчивы. Отметим прежде всего, что исследовательское поведение животного, например, нельзя объяснить ослаблением какой-либо потребности, по крайней мере такое объяснение требует построения дополнительных и, признаться, малоубедительных гипотез. Не поддается такому объяснению и реакция избегания, которая состоит в том, что крыса, например, перестает прятаться в темной камере, если она получила там электрическое раздражение. Совершенно непонятно, какое побуждение оказывается ослабленным в этом случае?

 

Необъяснимыми остаются и опыты с вознаграждением сахарином или пищей через желудочную фистулу. Наконец, самый жестокий удар теории ослабления потребности нанесло открытие латентного обучения. Кажется, что животное "заучивает" раздражители, на которые нужно реагировать, раньше, чем реакции, которые нужно выполнять.

 

Реакция избегания контролируется чисто внешними факторами - признаками приближения неприятных ощущений. Здесь довольно трудно представить себе, как действует механизм ослабления побуждения. Допустим, что под воздействием изменений в окружающей среде, сигнализирующих о приближении неприятных ощущений, у животного возникает состояние, подобное голоду или жажде, а когда животное избегает болевого раздражения, то это состояние ослабевает или исчезает. Но исследователи показали, что сигнал опасности лучше запоминается, когда он предшествует наказанию, чем когда он подается перед самым его концом. О каком же подкреплении может в таком случае идти речь?

 

Но вернемся к основным побуждениям, таким, как голод и жажда. Даже при их объяснении теория ослабления потребности (или побуждения) испытывает явные затруднения. Дело в том, что, как оказалось, обучение будет успешным, даже если голодным крысам в качестве вознаграждения давать не сахар, а сахарин, который до того никогда не сочетался с пищей; следовательно, здесь не мог образоваться условный рефлекс второго порядка. Таким образом, подкреплением служит именно вкус сахарина, а не ослабление побуждения голода, так как сахарин не имеет никакой питательной ценности. Далее, если голодной крысе в качестве подкрепления вводить пищу через желудочную фистулу, то хотя обучение и происходит, но гораздо медленнее, чем при обычной форме подкрепления, когда пища возбуждает вкусовые рецепторы.

 

 

 

28.11.2016

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru