Главная - Трудности классических интерпретаций высших психических функций - Выработка условных реакций у человека
Вырабатываются ли условные рефлексы у человека? Разумеется, да, но здесь этот процесс имеет ряд важных особенностей. Например, ученые вызывали условно-рефлекторное слюноотделение у детей и у взрослых, но только в том случае, если испытуемые не отдавали себе отчета в цели эксперимента.
Ученые сформулировали это следующей фразой, важность которой безусловна: "Для того чтобы выработать у человека классический условный рефлекс, нужно отвлечь его сознание, мысли, желания, все его высшие процессы". Иными словами, можно было бы использовать затруднения при образовании условных рефлексов как показатель понимания эксперимента.
И, напротив, мы можем совершенно сознательно вырабатывать целые цепи условных рефлексов, например когда учимся ездить на велосипеде или даже играть на скрипке (постепенно движения становятся совершенно автоматическими, и, научившись играть, мы о них совершенно не думаем).
Что касается условных реакций на словесные раздражители (вспомните, например, опыт: звук метронома, затем слова "метрополь", "метрострой" и т.д.), то у детей успех гарантирован только в отношении слов, имеющих сходное звучание, но не смысл. В экспериментах со взрослыми, напротив, слова должны быть родственны прежде всего по смыслу, а не только по звучанию.
Реактивное торможение у человека. Экспериментаторы в своих работах проводят систематическое сопоставление данных о поведении животных с данными, полученными в опытах на человеке. Это своеобразная модификация антропоморфического подхода, а цель ее - лучше понять поведение животных через поведение человека.
Интересно, например, привести данные о реактивном торможении. Ученые изучали поведение человека в двух экспериментальных ситуациях. В первом случае испытуемому предлагали следить за целью, вращающейся по кругу, а во втором - раздражитель перемещался беспорядочно. Испытуемому предлагали, например, управлять моделью самолета в ответ на мнимые изменения внешних условий. В первом случае реактивное торможение было выражено гораздо сильнее, чем во втором.
Был поставлен еще более интересный опыт. В нем использовалась установка, в которой испытуемый должен был следить за целью, равномерно перемещавшейся на вращающемся экране; при этом наблюдалось явное реактивное торможение. Однако картина значительно усложнялась, когда опыт прерывался паузами. Если во время паузы испытуемый ничего не делал, то реактивное торможение ослабевало, если же он видел другого испытуемого, следящего за целью в такой же установке, то реактивное торможение было таким же, как если бы это делал; он сам. В другой группе во время паузы испытуемым предлагали производить какое-то постороннее действие, например нажимать на кнопку, не связанную ни с каким раздражителем. В этом случае реактивное торможение ослабевало, тогда как пассивное длительное наблюдение за действиями других давало противоположный эффект. Вероятно, так же обстоит дело и у животных.
Таким образом, возвращаясь к вопросу об относительной роли раздражителя и реакции, можно утверждать, что действующие на животное раздражители имеют, вероятно, большее значение, чем его реакции.
Обучение и теория информации. Когда человек каждым ухом одновременно воспринимает разные звуки, его внимание концентрируется только на одном из звуков. Однако то, что слышит второе ухо, не пропадает бесследно: испытуемый может определить, например, был ли то мужской голос, или женский, или просто шум. Когда сигналы, идущие по обоим путям, несут мало .информации, испытуемый может отличить один от другого, а если много, - то не может. Возвращаясь к проблемам поведения животных, нужно указать, что было бы гораздо плодотворнее попытаться применить к решению вопроса о прерывистости или непрерывности обучения теорию информации, а не ограничиваться по-прежнему понятиями "раздражитель" и "реакция".
Необходимо учитывать количество информации, которое несут разные раздражители, что позволило бы объяснить различия в их влиянии. Если раздражители сильно различаются, то сенсорные фильтры, которые могут пропустить только ограниченное количество информации, выбирают лишь один из них. Вероятно, можно было бы избежать некоторых трудностей, стоящих перед теорией подкрепления, установив сначала, проходят или не проходят через сенсорные фильтры соответствующие раздражители.
Возможно, впрочем, что на свойства этих фильтров влияют побуждения. Это, в частности, следует из опыта, результаты которого показали, что у бодрствующей кошки реакция кохлеарного ядра на серию щелчков пропадает, если одновременно со щелчком она видит мышь. Опыты на человеке ясно показывают избирательность восприятия - мы способны выделять одни раздражители и игнорировать другие. Как правило, наше внимание не задерживается на однообразных сигналах. Мы заучиваем только то, что мы восприняли, и хорошо воспринимаем только то, что нас интересует.
Очень вероятно, что так же точно обстоит дело и у животных.
05.12.2017