Главная - Нейрофизиологические подходы к проблеме обучения животных - Особые виды обучения животных
Вероятностное обучение состоит в том, что реакции на два альтернативных раздражителя подкрепляются в случайном порядке и с разной частотой. В этом случае животные реагируют либо на каждый раздражитель пропорционально той частоте, с которой он подкрепляется, либо только на тот раздражитель, который подкрепляется чаще. Именно так поступают голуби и крысы, тогда как рыбы реагируют наугад. Что касается обезьян, то они либо реагируют на чаще подкрепляемый раздражитель, либо, как и человек, регулярно чередуют ответы. В общем же межвидовые различия для этой формы обучения хотя и существуют, но они не слишком сильно выражены.
Задача на промежуточный раздражитель состоит в том, что животному показывают, например, три предмета разных размеров, а оно должно выбрать средний из них. Такая задача совершенно не под силу крысам, некоторые кошки решают ее лишь с большим трудом и только шимпанзе справляются с ней совсем легко. В данном случае, видимо, речь должна идти об абсолютном, а не относительном выборе, так как когда обезьяне показывают три новых предмета, сильно отличающихся по размеру от первых, то она выбирает не промежуточный (как следовало бы, будь выбор относительным), а наиболее сходный по размерам с "правильным" предметом в предыдущей серии опытов, так что иногда это оказывается, скажем, самый большой или самый маленький предмет из трех новых. Тем не менее это, пожалуй, почти единственный случай, когда удается наблюдать явное отличие приматов от других животных.
Серийное обучение. Рассмотрим сначала самый простой случай - повторные регулярные переделки одной и то же задачи (на пространственное или непространственное различение). Как уже указывалось, рыбам эта задача непосильна, тогда как крысы, черепахи, куры, кошки и обезьяны решают задачи на оба типа различения достаточно хорошо. Но что касается образования так называемой "установки обучения", то здесь обнаружены определенные различия (скорее количественного, чем качественного характера). У белок и, крыс довольно слабый прогресс достигается после длительной тренировки, у кошек и мартышек он достигается всегда и в большей мере, хотя и медленно, а у макак-резусов - очень быстро.
Двойное чередование. Долгое время считали, что простое чередование осваивается только на основе кинестезии, тогда как решение задач на двойное чередование отражает способность к оперированию символами и характеризует более развитый уровень психики. Однако современные исследования показывают, что кошки и макаки-резусы вполне способны решать задачи на двойное чередование, а крысы, которые совершенно не могут освоить их во временном лабиринте, хорошо справляются с ними в проблемном ящике. Кролики и макаки-резусы решают их даже после почти полного удаления коры. Следовательно, тест с двойным чередованием также не позволяет выявить различия в способности разных животных к обучению.
Отсроченные реакции. Долгое время отсроченные реакции рассматривали как совершенно особый тип реакций, в которых животное создает представление о раздражителе в отсутствие реального раздражителя. Однако и в этом отношении до сих пор не найдено принципиальных различий между приматами и остальными животными. Видимо, эти реакции характеризуют способность скорее к запоминанию, чем к оперированию символами.
По способности к выбору по отличию (выбор предмета, отличающегося от всех остальных) и к условному различению (выбор в зависимости от свойств одновременно предъявляемых предметов) обезьяны мало или совсем не отличаются от остальных млекопитающих.
Никто еще не смог дать определенного ответа на вопрос, чем способность к научению у приматов отличается от таковой у других позвоночных. Но, можно с точностью сказать, в чем они сходны между собой:
а) выработка простых условных рефлексов или различений одинакова у всех позвоночных;
б) все млекопитающие (в отличие от других позвоночных) способны к вероятностному обучению и к переделкам;
в) приматы и другие млекопитающие не различаются между собой по способности к отсроченным реакциям, двойному чередованию, серийному различению и выбору по отличию.
Обезьяны по скорости серийного обучения стоят впереди всех остальных млекопитающих, иногда осваивая очередную задачу с одной попытки, что не удается наблюдать у других животных. Шимпанзе превосходят кошек по способности к обобщению и переносу опыта, а макаки-резусы - по способности к переделкам реакций на определенный раздражитель. Качественные различия в способности к обучению между млекопитающими и другими позвоночными гораздо сильнее выражены, чем полагали теоретики обучения еще два-три десятка лет тому назад. В то же время приматы отличаются от иных млекопитающих вовсе не так уж значительно, как это совсем еще недавно казалось ученым-приматологам.
22.11.2017