Главная - Нейрофизиологические подходы к проблеме обучения животных - Существует ли связь между развитием мозга и поведением животного
Этот вопрос возник вместе с наукой о поведении, но по-прежнему далек от разрешения. Один из подходов к его решению - изучение корреляций между определенной формой поведения и строением мозга.
Выработка простых условных рефлексов. В отношении классических условных рефлексов трудно сказать что-нибудь определенное, за исключением того, что здесь существуют значительные видовые различия, притом самые неожиданные и никак не согласующиеся с различиями в строении нервной системы. Например, изучая условный мигательный рефлекс у собаки, человека и обезьяны, ученые констатировали, что в этом отношении у человека больше сходства с собакой, чем с обезьяной. Авторы, определявшие оптимальный интервал между условным и безусловным раздражителем, установили, что он составляет 0,5 секунды для человека, 2 секунды для рыбы и обезьяны и более 2 секунд для свиньи.
Перейдем теперь к инструментальному обучению. Экспериментаторы сконструировали аппарат для выработки реакции избегания, в котором любая реакция могла избавить животное от электрического раздражения. Оказалось, что у золотой рыбки, голубя, крысы, кошки, собаки и обезьяны скорость образования соответствующей реакции совершенно одинакова! Исследователи отмечают, впрочем, что так называемое поведение избегания не позволяет выявлять межвидовые различия. Но если обратиться к простым инструментальным реакциям, когда вознаграждается какое-то определенное движение, то и в этом случае между рыбами и шимпанзе не обнаруживается четких различий.
Условное различение сложных раздражителей. Здесь уже явно намечаются определенные различия. В опытах ученых положительным раздражителем служил комплекс звук + свет, а отрицательным - каждый из этих раздражителей по отдельности. Оказалось, что у собак и павианов обучение происходит с одинаковой скоростью, у кроликов - с трудом, а у рыб оно невозможно.
При изучении угасания и переделки выработанных реакций также удается выявить некоторые различия. В опытах проводились последовательные переделки сигнального значения раздражителей; животных обучали сначала реагировать на раздражитель, а потом не реагировать на него до тех пор, пока они сразу же не переставали реагировать на положительный раздражитель, как только не получали после него подкрепления. Для выработки такой реакции павианам потребовалось 10 опытов, собакам - 7, кроликам - 12, курам - 36, черепахам - 50, а рыбам - 68. Примерно те же соотношения наблюдались при переделках инструментальных реакций различения. Собаки, шимпанзе и павианы обучалась переделкам с одной-двух попыток, рыбам и черепахам требовалось почти столько же попыток, что и для начального обучения, а кролики заняли промежуточное положение.
Пространственное различение и другие виды различения. При сравнении навыков пространственного различения в лабиринте не было выявлено никаких межвидовых различий (начиная от рыб и кончая лошадью и макакой-резусом), тогда как индивидуальные различия оказались весьма значительными.
Навыки непространственного различения (когда раздражители предъявляются то справа, то слева в случайном порядке, что делает невозможным пространственную ориентацию) вырабатывались одинаково у всех позвоночных - от коровы до шимпанзе и умственно неполноценных людей (однако люди и шимпанзе обучались несколько медленнее, чем лошади и коровы).
При исследовании обучения в сложном лабиринте ученые также не обнаружили существенных различий между птицами, крысами и обезьянами. Правда, было показано, что обезьяны обучаются в лабиринте (другого типа) лучше, чем крысы, но это можно отнести за счет того, что у обезьян лучше зрение: подходя к разветвлению лабиринта, обезьяна издали видит, где тупик, а где продолжение пути, тогда как близоруким крысам приходится каждый раз доходить до самого конца. Вообще для обезьян (так же как и для птиц) зрительные ориентиры имеют большее значение, чем пространственные. Сравнивая котят и детенышей обезьян, экспериментаторы отмечают, что и те и другие гораздо больше занимаются исследованием лабиринта и игрой, чем поисками пищи, даже если они голодны.
Интересно, что молодые обезьяны, случайно нашедшие пищу, иногда не трогают ее и отправляются дальше исследовать лабиринт.
26.11.2016