Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Нейрофизиологические подходы к проблеме обучения животных - Условные реакции, память и постоянная активность мозга

 

Условные реакции, память и постоянная активность мозга

 

 

Неверно, что в мозгу совершенно отсутствует точная локализация функций. Однако в основных чертах понятие эффекта массы принято нейрофизиологами, и, как мы увидим, в связи с этим возникает ряд трудноразрешимых вопросов.

 

Последние данные нейрофизиологии объясняют некоторые противоречия, связанные с теорией эквипотенциальности. В самом деле, есть основания считать, что эквипотенциальность коры тем выше, чем однообразнее среда, в которой выросло животное, и наоборот. Оказалось, что у крыс, выращенных в маленьких клетках, эквипотенциальность норы выражена сильнее, чем у крыс, выращенных в просторных клетках, в которых были· разложены разнообразные предметы. Однако эквипотенциальность коры у крыс, содержавшихся в маленьких клетках, исчезает, если клетки время от времени переставлять на другие места. Наконец, эффект массы (мозга) проявляется. видимо, по-разному в зависимости от сложности задачи. Так, удаление слуховой коры у кошки ухудшает сложные условные реакции на два разных звука, но не изменяет реакции на простой звук.

 

Разрушение следов памяти. Запоминание у хомячков нарушается, если после опыта вызвать у них электрошок. Если раздражение током применяют через 5 минут после опыта, то запоминания вообще не происходит, а если через 15 минут, то оно значительно ухудшается. Даже если раздражение наносят через час, то в запоминании наблюдаются определенные сдвиги.

 

Совершенно очевидно, что изменения в состоянии нервной системы не одинаковы через 5 и 15 минут после обучения, но до настоящего времени точная природа этих изменений неизвестна.

 

Существует множество разновидностей обучения, и при решении разных задач в мозгу могут возникать различные процессы. Например, после нескольких эпилептических припадков у крыс может пропадать реакция избегания и сохраняться способность нажимать на рычаг, чтобы напиться (инструментальная реакция).

 

Раздражение лимбической системы. Лимбическая система - филогенетически наиболее древняя часть мозга; к ней относятся основания обонятельных луковиц, миндалевидные ядра, гиппокамп, гипоталамус и ряд других структур. Лимбические структуры принимают различное участие в процессе обучения (этому вопросу посвящено огромное количество исследований). Приведем для примера знаменитые опыты ученых с применением методики "самораздражения", когда животное (больше всего опытов проведено на крысах, меньше - на кошках и обезьянах), нажимая на рычаг, могло само раздражать определенные участки мозга, в которые были вживлены электроды, или, наоборот, выключать непрерывно подаваемый на них ток. Эти опыты позволили выявить локализацию двух систем структур, возбуждение которых дает эффект подкрепления или наказания.

 

Мозг как, динамическая структура. Мозг - это вовсе не статическая структура, для приведения которой в активное состояние обязательно нужно возбуждение извне. Судя по электроэнцефалограммам, он все время находится в состоянии активности, так что, перефразируя известное изречение, можно сказать, что мозг "выделяет" активность, как печень желчь; даже торможение отдельных его областей представляет собой активный процесс. Постоянная активность мозга, в частности его коры, обеспечивается в значительной степени за счет ретикулярной формации.

 

В качестве примера нейрофизиологических теорий о механизме обучения приведем здесь следующую гипотезу. Ученые исходили из того, что у бодрствующего животного более или менее активна вся кора, а возбудимость нейронов повышается после каждого прошедшего через них импульса. Такая циркуляция возбуждения в замкнутых цепях нейронов (реверберирующее возбуждение) поддерживает в нервной сети определенный уровень синаптической проводимости. А так как всякое увеличение активности вызывает более или менее длительное облегчение, постсинаптические потенциалы всех элементов сети, связанных с нейроном, возбудимость которого повышена, также возрастут; поскольку они получили более сильное возбуждение. За счет облегчения этих нейронов начнут разряжаться некоторые прежде "молчавшие" нейроны. Тормозные процессы могут распространяться тем же способом. Кроме того, в нервной системе имеются группы поливалентных нейронов, связанных с разными сенсорными входами, благодаря чему облегчение может передаваться группам нейронов других модальностей.

 

Сенсорные воздействия, не оказывающие непосредственного влияния на выход сети, могут все же повлиять на него при многократном повторении. При выработке условного рефлекса раздражители А и Б воздействуют на нервную сеть с интервалом в несколько секунд, и каждый вызывает повышение проводимости в некоторой зоне, причем их действие может объединяться через нервную сеть. Тогда раздражитель Б благодаря изменению проводимости (облегчение), вызванному раздражителем А, будет каждый раз вызывать все более сильный эффект и, наконец, начнет воспроизводить эффект А.

 

Эта схема, несомненно, может объяснить результаты опытов, которые показали, что помещение в кору головного мозга обезьяны перекрещивающихся металлических пластинок, которое должно бы было полностью нарушить проведение и распространение электрического поля, на самом деле не вызывает никаких изменений.

 

 

 

25.11.2016

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru