Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Основные типы поведения у рыб, амфибий и рептилий - Обучение рыб методом проб и ошибок

 

Обучение рыб методом проб и ошибок

 

 

Обучение рыб методом проб и ошибок, несомненно, может осуществляться у многих рыб. Ученые, например, обучали рыб плыть к пище при виде ярко освещенного диска. Затем им удалось объединить с этим зрительным раздражителем химический (амидацетат) и перейти к выработке рефлекса второго порядка, используя амилацетат как первичный раздражитель, а зрительный раздражитель - как подкрепление. Удалось обучить макропода при появлении белого треугольника проходить через одно определенное отверстие из восьми.

 

Поскольку, как мы уже упоминали, у рыб очень ограничены возможности "манипулирования", особого внимания заслуживает смелый опыт исследователей, которые обучали тилапию в "водном ящике", где рыбы должны были нажимать на рычаг, чтобы получить червяка. Выработанная реакция сохранялась месяцами, но без подкрепления очень быстро угасала. Это, несомненно, связано с тем, что инструментальные реакции совершенно несвойственны рыбам (в период угасания реакции они иногда внезапно проявляли агрессивность по отношению к рычагу, быстро подплывали к нему, кусали и пытались оторвать). Если же для получения корма им нужно было просто пересекать пучок света без необходимости на что-нибудь нажимать, то такой навык угасал гораздо медленнее. Некоторых рыб можно научить обходить преграду, даже стеклянную (которую они не видят). Этот факт тем более интересен, что у головоногих моллюсков такая реакция не вырабатывается.

 

Колюшки, случайно обнаружив пищу в бутылке, очень быстро обучаются заплывать в бутыль и выплывать из нее. Бутылка, поначалу совершенно для них безразличная, постепенно начинает интересовать их все больше и больше. Как показывает кривая обучения, число ошибок уменьшается так быстро, что в этом случае можно, пожалуй, говорить об инсайте. Бойцовая рыбка Betta splendens способна преодолевать преграду, проплывая через проделанное в ней отверстие. Сначала она находит его случайно после тщательного, но беспорядочного обследования преграды. Если, проплыв через отверстие, рыба видит приманку , то направляется прямо к ней, а если не видит, то снова начинает наугад обследовать все подряд, пока не наткнется на пищу. Уже после первой удачной попытки рыба обычно полностью осваивается с задачей и ей больше не нужно видеть приманку. Если возможно несколько способов достижения цели, то предпочтение оказывается наиболее известному, даже если на это затрачивается больше времени.

 

Особенно интересно следующее наблюдение. Постепенно поднимая преграду с отверстием, хорошо обученную рыбу можно заставить выпрыгивать из воды, чтобы эту преграду преодолеть, хотя при этом рыбе приходится изменять координацию движений. То же самое ученые наблюдали у цихлидовых рыб. В их опытах преградой служила пластинка, не доходившая на два сантиметра до поверхности воды. Подопытные рыбы были достаточно крупны, и, для того чтобы пройти над преградой, им приходилось совершать непривычные движения, например ложиться на бок. Тем не менее отдельные особи некоторых видов справлялись и с этой задачей.

 

Наконец, удалось обучить рыб поиску обходных путей в устройстве, в котором можно было менять местоположение приманки и переставлять прозрачные и матовые перегородки. Выработать такую реакцию удается только в том случае, если гамбузия не видит приманки. Как только она обнаружит приманку через прозрачную перегородку, она перестает искать обходные пути и пытается проникнуть через стекло. Поиски возобновляются только через некоторое время. Когда перегородки переносят в аквариум гораздо большего размера, ранее выработанная реакция нарушается. Если перегородки возвращают в маленький аквариум, она тотчас же восстанавливается.

 

У млекопитающих подобные опыты дают совершенно иные результаты.

 

Добавим, что при решении задач в лабиринте рыбы справляются с ними с задержкой всего лишь 3-5 секунд. Но здесь опять-таки возникает вопрос: а не может ли быть так, что обстановка лабиринта или поиск обходного пути просто не "интересуют" рыб? Возможно, задержка могла бы быть гораздо длительнее в условиях, более близких к естественным?

 

Ритмы активности. Некоторые чисто технические трудности не позволяют исследовать ритмы активности рыб. Однако известно, что по крайней мере в некоторых случаях существует, по-видимому, 24-часовой ритм. Научить рыбу кормиться в определенное время очень трудно вопреки распространенному мнению. Свет, видимо, оказывает большое влияние на ритмическую активность, которая, вероятно, имеет не врожденный, а приобретенный характер.

 

Роль отдельных частей мозга в обучении. Золотые рыбки после удаления переднего мозга становятся совершенно неактивными, а у стайных рыб после этой операции нарушается стайное поведение. Повреждение фронтальной части переднего мозга колюшки вызывает необратимые нарушения поведения, тогда как повреждения латеральных отделов могут иногда компенсироваться, несомненно, за счет регенерации нервной ткани. Зрительные покрышки у золотой рыбки связаны с теми формами обучения, которые требуют участия зрения и обоняния. В опытах на гольянах при разрушении значительной части мозжечка ранее образовавшиеся ассоциации не нарушалась. Даже после полного удаления полушарий мозга отдельные особи еще способны решать простые задачи на обход преграды.

 

Передний мозг, очевидно, осуществляет контроль над механизмом агрессии и других реакций, которые организуются на более низких уровнях нервной системы.

 

 

 

26.11.2016

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru