Главная - Основные типы поведения у рыб, амфибий и рептилий - Способность рыб возвращаться домой и их групповое поведение
Особый случай - способность рыб возвращаться домой, при этом они могут покрывать огромные расстояния (например, лососи). Сейчас установлено, что лососи, которые вылупляются из икринок в пресной воде, а затем уходят в море, к моменту нереста снова поднимаются в верховья рек, причем находят ту самую речку, в которой родились. Если перенести икру Salmo gardneri из одной реки в другую, то рыбы будут возвращаться не в ту реку, где икра была вымотана, а в ту, куда ее потом перенесли. Говоря точнее, 95% рыб вернулись в реку, где они появились на свет, и только 5% были найдены в речке, устье которой расположено дальше на 5-6 км.
Лососи уплывают в море настолько далеко, что всякая возможность случайного возвращения полностью исключается. Когда приходит время возвращаться в реки, лососи в течение многих недель передвигаются в море с огромной скоростью, проходя в день до 100 км. Создается впечатление, что по крайней мере некоторые виды рыб, подобно птицам, ориентируются по солнцу. Неизвестно, как обстоит дело у лососевых, но, по-видимому, у них солнце играет при ориентации лишь вспомогательную роль. В самом деле, рыбы, впервые покидающие реку, лениво плывут вдоль берегов, тогда как взрослые поднимаются к истокам посередине реки на большой глубине. Часто путь молодых и взрослых лососей бывает разделен расстоянием, превышающим радиус обзора. К тому же рыбы довольно близоруки и не могут с большого расстояния видеть особенности берега.
Рыбы узнают реки по физико-химическим особенностям воды. Прежде всего было обнаружено, что рыбы предпочитают запах воды из родной реки. Впрочем, имеют значение также величина pH, растворенные газы, температура, турбулентность потоков, а может быть, шум водопадов и порогов (например, для Semotillus).
Все эти предположения совершенно не объясняют того, как лососи ориентируются в море, где они выбирают кратчайшие прямые пути. Возможно, какую-то роль играет здесь эхо-локация, с помощью которой можно определять глубину. Опыты, проведенные в лаборатории, показали, что у лососей в поиске выхода из лабиринта существенную роль играет латентное обучение.
Характерное для многих рыб улучшение результатов при групповом обучении может быть также очень важно для лососей - животных стадных. Впрочем, все эти сведения нисколько не помогают объяснить необыкновенное поведение этих рыб.
Некоторые особенности группового поведения. Ученые, изучавшие Lepomys cyanellus, установили, что наиболее крупные экземпляры становятся обычно вожаками при обучении в лабиринте. Известно, что подчиненные особи способствуют уменьшению напряжения в группе рыб, живущих на одной территории, так что удаление "омеги" вызывает волнение среди оставшихся. Итак, возможно, что для обеспечения мира в группе важна именно определенная ее структура.
Исследователи описали несколько случаев, когда рыбы плыли, выпрыгивали из воды и совершали другие эволюции вслед за вожаком, даже если его действия не имели приспособительного значения ("панургизм"). Ихтиологи приводят хорошо известный факт, что часто рыбы кормятся только в присутствии особей своего вида. Они описывают стереотипность поведения у цихлидовых: стремление выполнять одновременно одни и те же действия - соскребать водоросли со стекол аквариума, разрывать песок. Еще очевиднее это явление у тилапии. У молодых рыб, живущих группой, можно наблюдать два вида окраски: когда их ничто не беспокоит, на теле бывают видны две продольные полосы, а в противном случае - две вертикальные. Когда в аквариум с тилапиями помещают молодого хемихромиса, у них сразу появляется "окраска тревоги" (даже если хемихромис не приближается к ним).
Все эти явления заставляют допустить, что рыбы, подобно птицам, способны узнавать особей своего вида. Об этом свидетельствуют и многочисленные случаи, когда группы состоят всегда из одних и тех же особей. Есть даже наблюдения, допускающие возможность игр у рыб, однако они недостаточно точны.
26.11.2016