Главная - Основные типы поведения у рыб, амфибий и рептилий - Улучшение обучения рыб в присутствии особей своего вида
Мы располагаем значительным числом работ, которые показывают, что золотые рыбки довольно легко обучаются в лабиринте. При этом очень важно, что при групповом обучении или в присутствии уже обученной рыбы обучение происходит гораздо быстрее. Действительно ли рыбы подражают друг другу, как приматы? Возможно, что это так, поскольку известно, что золотая рыбка легче проходит через лабиринт, увидев, как это делает другая. Кроме того, часто можно наблюдать, что обученная золотая рыбка плывет впереди необученной. Не исключено, впрочем, что дело не в настоящем подражании, а просто в успокаивающем влиянии присутствия сородича и в "констатации безопасности" выполняемых им действий. Впрочем, это возражение чисто формальное, поскольку такую возможность еще труднее допустить, чем подражание.
Полученные в опытах данные свидетельствуют о том, что обучение происходит методом проб и ошибок, чего не должно быть при подражании. Однако не исключено, что уменьшение числа ошибок при групповом обучении по сравнению с обычным происходит по какому-то особому закону, который следовало бы изучить специально. Помимо этого, было установлено, что рыбы в группе сохраняют приобретенные навыки лучше, чем изолированные рыбы.
Это довольно трудно объяснить.
Однако вспомним опыты по изменению запоминания у крыс при воздействии электрошоком через разные промежутки времени после обучения. Чем меньше времени прошло после сеанса обучения, тем сильнее электрошок нарушает запоминание. Нельзя ли предположить, что изоляция также играет роль травмирующего фактора, тогда как групповая структура, напротив, соответствует нормальным условиям жизни? Однако надо еще доказать, что присутствие других особей при обучении действительно оказывает успокаивающее действие.
Восприятие и обучение. Ученые легко обучили гольянов (Phoxinus loevis) узнавать различные фигуры (круги, квадраты, треугольники, кресты) и различать одинаковые фигуры разных размеров. Колюшки, которые научились отличать квадрат от треугольника, сохраняют правильную реакцию даже при повороте фигур на 30 градусов. При повороте на 45 градусов различение затрудняется, а при дальнейшем увеличении угла поворота становится невозможным. Таким образом, здесь нельзя говорить ни о полном абстрагировании, ни о независимости восприятия фигуры и фона. Кстати, такая задача на различение фигур достаточно сложна и для птиц, и для обезьян. Вместе с тем рыбам хорошо удается различение червеобразных форм независимо от их числа и четкости контура.
Рыбы способны очень тонко различать также относительные размеры двух фигур. Экспериментаторам удалось обучить золотых рыбок различать круги, диаметры которых различаются на 3 мм. Было показано, что у рыб бывают те же иллюзии восприятия, что и у человека. Рыбы могут научиться выбирать одну из трех интенсивностей освещения (абсолютный выбор). Золотые рыбки способны и и выбору самого интенсивного освещения из трех возможных (относительный выбор), причем яркость и положение источников света меняются после каждой пробы. Выяснилось, что если абсолютная яркость меняется, то обучение идет лучше, чем если она остается постоянной. Эти результаты легче объяснить исходя из представления об инсайте.
У рыб возможен перенос навыков различения с одного глаза на другой. Исследователи обучали бычка Bathygobius, один глаз которого был закрыт, выбирать самую маленькую,самую высокую и наименее интенсивно окрашенную из двух карт. Когда первый глаз открыли, а "обученный" закрыли, то оказалось, что у отдельных животных, хотя и не у всех, навыки различения сохранились. Впоследствии было показано, что в отношении переноса полученных при монокулярном обучении навыков оба полушария мозга золотой рыбки совершенно независимы. Поскольку в этих опытах лучше всего обучаются те рыбы, у которых оба глаза открыты, здесь имеет место эффект массы мозга.
Укажем, что многие рыбы способны гораздо более тонко различать формы и звуки (например, голоса разных людей), чем это кажется необходимым при их образе жизни. Правда, недавно установлено, что рыбы издают и собственные звуки гораздо чаще, чем думали раньше. Тем не менее их высокие "сенсорные способности" - явление весьма интересное с точки зрения теории эволюции, поскольку, в сущности, совершенно непонятно, для чего они им нужны.
У рыб без особых трудностей вырабатываются условные рефлексы на большое число разнообразных раздражителей. Это было показано многими исследователями. В частности, ученые изучали условные реакции на температуру, соленость, цвет, звуки, механические, электрические и химические раздражители (изменения рН, запахи и т.д.) у разных видов рыб. Оказалось, что рыбы некоторых видов обладают очень развитым обонянием. Например, морские собачки (Blennius gattorugina и В. pholius), которым предлагали растворенные в морской воде экстракты питательных веществ, улавливали очень малые различия в их концентрации (0,0003 и 0,0007%). У В. gattorugina удалось выработать условную реакцию на возрастание солености на 3% и на мгновенное ее увеличение (на 36%). Морские камбалы обучаются труднее, чем другие рыбы.
Возможно, малоподвижный образ жизни на большой глубине на песчаном дне привел к снижению их способности к обучению.
26.11.2016