Главная - Основные типы поведения у птиц - Опыт полета у птиц
Известно, что можно надолго лишить животное возможности совершать какие-то действия и это не скажется на выполнении этих действий в дальнейшем. Об этом свидетельствуют, в частности, опыты с птицами, не утратившими способности летать, несмотря на то что их крылья довольно долго находились в чехлах.
Но, как мы уже видели на примере пищевого рефлекса у цыплят, слишком долгое отсутствие нормальной тренировки может привести к сильному нарушению поведения. Несомненно, что не только для раздражителей, но и для реакций, выполняемых в ответ на них, существуют периоды запечатления, когда эти реакции формируются легче всего. По истечении такого периода животное уже неспособно в полной мере усвоить нормальное поведение. Это можно доказать, если продолжить опыты: оказалось, что, когда крылья держат в чехле дольше, птицы впоследствии летают очень неуклюже, а "взрослые" навыки приобретают гораздо позже или даже совсем не приобретают. Эти данные согласуются с наблюдениями натуралистов над птенцами, которые только начинают летать: они еще очень плохо приземляются и не умеют маневрировать в воздухе.
Экспериментаторы лишали птиц возможности летать в течение 5 лет. Оказалось, что они, подобно птенцам, не умеют приземляться и взлетать при ветре, а их маневренность в воздухе очень невелика. Соотношение врожденного и приобретенного в формировании поведенческих реакций удачно описано следующей фразой: "Когда самец голубя впервые совершает какой-то инстинктивный акт, в его действиях обычно выражается как бы удивление, нерешительность и даже страх. В первый раз он действует рефлекторно и механически, тогда как в результате упражнения тот же акт выполняется легко, ловко и даже с учетом изменившейся обстановки".
Проблемные ящики и лабиринты
Впервые проблемный ящик был использован Портером, который обучал воробьев выходить из клетки, дергая за шнурок в одном из ее углов. Сначала это им удавалось чисто случайно, но после того как они узнавали, для чего он служит, обучение происходило очень быстро. Разные птицы действовали по-разному: некоторые хватали шнурок клювом, другие лапами и т.д. В этом аппарате четко проявляются также видовые различия в поведении птиц; особенно выделяются воробьи своей настойчивостью и способностью "концентрировать внимание".
Ученые изучали поведение голубей с помощью модифицированного аппарата для прыжков. Они установили, что для обучения голубей, не имевших опыта различения формы, требуется гораздо больше времени, чем для обучения голубей, уже видевших ранее различные фигуры. У нормальных птиц способность отличать круг от треугольника, выработанная при монокулярном обучении, сохраняется и при пользовании "необученным" глазом, однако у птиц, воспитанных в бедной раздражителями, однообразной среде, такой перенос невозможен или возможен лишь спустя довольно долгое время. Цыпленок может научиться нажимать на рычаг, чтобы открыть кормушку, однако, как правило, такой навык птицам привить не удается. Впрочем, экспериментаторам в середине прошлого века удалось обучить синиц выполнению отсроченных реакций разного рода, однако до сих пор никто не подтвердил этих результатов.
Есть много работ по исследованию поведения голубей в лабиринте. Так, было показано, что с задачами, основанными на зрительной ориентации, они справляются иногда даже лучше, чем крысы. Однако по многим показателям голуби стоят ниже крыс в силу особенностей своей психики. Их реакция очень быстро автоматизируется. Самые небольшие изменения в обстановке опыта дезориентируют их, и им требуется вдвое больше времени, чем крысам, чтобы справиться с небольшим видоизменением задачи, которая уже была однажды решена. В более старых работах изучалось поведение в лабиринте и других видов (например, зарянок и синиц), но эти данные не дают ничего существенного для понимания поведения птиц.
Обучение птиц в процессе игры
Игра, несколько видов которой мы рассмотрели на примере млекопитающих, представляет собой мало попятный нам, но, несомненно, важный вид активности; во время игры животное тренирует мускулатуру и учится управлять своим телом. Долгое время думали, что птенцы в отличие от детенышей млекопитающих не играют. Однако впоследствии многие авторы описали многочисленные примеры игр у разных видов птиц. Молодые соколы часами могут играть с сосновой шишкой, корнями, злаками, пока не настанет время охотиться всерьез. Они играют и в воздухе, и преследуя друг друга на полной скорости, но не нанося "побежденному" смертельного удара клювом. Нередко играют даже взрослые птицы, например вороны и попугаи. Некоторые игры состоят в перетаскивании палок, в других одна птица убегает, а остальные ее преследуют: игры с перетаскиванием палок очень четко отличаются от "активности вхолостую", когда птицы также манипулируют палками, но совсем в другой ситуации.
09.05.2017