Главная - Типы поведения у млекопитающих - Поведение бобров при строительстве плотины
Одна из наиболее сложных форм поведения из всех, что наблюдается у млекопитающих, - это строительство плотин бобрами. Описанию строительства плотин посвящено несколько превосходных монографий отечественных и зарубежных ученых.
В начальный период строительства поведение бобров в значительной мере инстинктивно, автоматично. В разных местах реки они беспорядочно сгребают ветки в небольшие кучи. Эти действия бобров очень напоминают поведение птиц перед началом размножения, когда они перетаскивают с места на место веточки, не делая из них никакого употребления. Но вслед за этим наступает более интересная для нас фаза в поведении бобров. Первый раздражитель, заставляющий бобра устраивать запруду, - это возвышение на дне ручья. Сюда они начинают сносить ветки и ил, причем в этом уже проявляется одно из характерных свойств поведения бобров - способность приспосабливаться к обстоятельствам.
В самом деле, если нет подходящих веток, то они используют для строительства камни и ил. Если они встречают заброшенную и развалившуюся мельничную плотину, то ограничиваются тем, что восстанавливают ее, используя, таким образом, плоды человеческого труда.
Однако бобры, как правило, находят поблизости достаточно веток и располагают их в определенном порядке, складывая крест-накрест; они укрепляют запруду, прислоняя опорные арки к камням, лежащим ниже по течению, или даже к деревьям, стоящим вдоль берега. Ученые изучали методы работы бобров, заставляя их ремонтировать плотину. Они устраивали в ней большую брешь, а вынутый из нее строительный материал промывали, сортировали по длине и раскладывал в трех местах на берегу. Бобр начинал медленно, не торопясь, разбирать их. Прежде чем вытащить ветку, он поднимал ее за один конец, оценивая ее диаметр и длину (по большему или меньшему весу). Как выяснилось, на разных стадиях восстановления бобры используют ветки разного размера. Самые короткие, например, они оставляют к концу. Порядок выбора веток совершенно не меняется, если распределить их на несколько небольших куч и разложить вдоль берега.
Многие авторы, наблюдавшие за тем, как бобры на берегу разделывают стволы, убедились, что каждое бревно тем короче, чем больше его диаметр, так что вес всегда остается приблизительно постоянным. Поэтому нельзя не согласиться с выводом, что бобры могут определять вес по длине и диаметру. Добавим, что для сбора веток бобры часто отходят от плотины очень далеко и пользуются длинными обходными путями, но это, по-видимому, не представляет для них никакой трудности.
Когда плотина бывала закончена и устанавливался постоянный уровень воды, экспериментаторы спускали ее при помощи трубы. Оказалось, что если труба длинная и ее отверстие находится метрах в десяти от плотины, то бобр реагирует на нее хуже, чем на более короткую. Но и в том и в другом случае результат был один - бобр старался заткнуть верхнюю часть трубы, а не нижнюю (как сделала бы на его месте мускусная крыса). В одном из опытов экспериментаторы загнули верхний конец так, что он немного не доходил до поверхности воды. Это заставило бобра построить из ила возвышение от дна до отверстия трубы, что потребовало ожесточенной работы в течение многих дней.
Можно возразить, что в данном случае речь идет об автоматической активности, вызываемой - шумом воды, засасываемой в трубу. Исследователям удалось заставить одного бобра трудиться целую ночь - бедняга исправлял совершенно целую плотину только потому, что слышал шум падающей воды, записанный на магнитофон. Однако в другом опыте было доказано, что этот раздражитель только вызывает строительную активность, но не направляет ее.
Уровень воды в запруде понижали с помощью отводного канала, прорытого перед плотиной. Неподалеку от него протекал ручей, берущий начало в лугах и не влияющий на уровень воды в запруде. Хотя оба раздражителя были вполне сравнимы по силе, бобр сразу принялся засыпать канал, сосредоточив на нем все свои усилия, а в ручей бросил всего несколько веток, которые, конечно, не могли перекрыть его. Это ясно свидетельствует о том, что бобры способны воспринимать связь (мы не решаемся сказать - причинно-следственные отношения) между стоком и снижением уровня воды. Ведь ясно, что ручей не повлиял на активность.
Если это действительно так, то психические способности бобров весьма значительны. Пытаясь выявить их другим способом, ученые заставляли бобров решать задачи в аппарате Скиннера или задачи на поиск обходных путей (когда приманка становится доступной только после сложных эволюций). Чтобы получить кусок сухаря (наиболее лакомая приманка), бобр быстро научается нажимать на рычат в аппарате Скиннера, оборудованном в реке. Ученые не проводили сравнительных исследований. Однако можно, по-видимому, считать, что скорость обучения у бобров, во всяком случае не меньше, чем у антропоидов. Еще более интересны результаты опытов с решением задач на обход преграды. Если на платформу на верхушке столба поместить хлеб, то бобры очень часто подгрызают основание столба. Соседний столб с пустой платформой они не трогают. Этот опыт можно провести в другой форме. Приманку подвешивают на конце длинной веревки, прикрепленной к высокой перекладине. Под нее натаскивают груду веток, на которую бобры взбираются, чтобы достать приманку. 3атем ветки разбрасывают, и теперь бобрам, для того чтобы добраться до приманки, нужно выполнить почти те же действия, что и шимпанзе, когда они взгромождают друг на друга ящики, пытаясь достать банан.
Бобры справляются с этой задачей, и притом очень быстро.
05.12.2017