Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Беспозвоночные - простейшие и кишечнополостные, иглокожие и черви - Поведение плоских червей

 

Поведение плоских червей

 

 

Поведение плоских червей (планарий) кажется очень простым. Однако оно чрезвычайно интересно для физиолога, так как черви обладают способностью к регенерации. Регенерирует даже мозг, вернее, те чрезвычайно слабо развитые ганглии, которые заменяют его.

 

Установлено, что у плоских червей возможно привыкание к действию повторяющихся раздражителей. Ученые, изучавшие Dugesia gonocephala, показали, что привыкание к механической вибрации в значительной степени зависит от параметров раздражения. Оно возможно, когда возбуждение длится 1-2 секунды с интервалом между раздражителями не больше 10-15 секунд; если интервалы длиннее, а раздражение короче, то привыкания не происходит.

 

Удалось также показать возможность образования у плоских червей простых ассоциаций при использовании методики "прерывистого обучения". Непрерывное обучение дает плохие результаты. Экспериментаторам удалось даже научить плоских червей проходить простой двухходовый лабиринт.

 

В экспериментах на этих животных было обнаружено еще более интересное явление. Методом "прерывистого обучения" (50 проб в день) исследователи выработали у Dugesia dorotocephala условный рефлекс, сочетая со светом действие электрического тока. Обученных червей разрезали пополам и половинки помещали в разные сосуды. После полной регенерации обеих половинок проверяли сохранность условных рефлексов. Оказалось, что обе планарии (одна из них с заново выросшим головным концом) сохранили ранее выработанные рефлексы. В другом опыте авторы отрезали у планарии хвост, после чего обучали головной конец; затем вновь отрезали выросший хвост и давали ему регенерировать. Оказалось, что даже такая планария, регенерировавшая из ткани, появившейся после обучения, сохраняет первоначально выработанные рефлексы. То же самое происходит, если необученную планарию содержать в аквариуме, куда добавлен гомогенат из обученных планарий.

 

Результаты этих последних опытов навели на мысль, что во время обучения образуется какое-то вещество, которое распределяется по всему телу планарии. Было высказано предположение, что таким веществом служит рибонуклеиновая кислота, в сложных молекулах которой может быть закодирована информация.

 

В пользу такого предположения говорило и нарушение обучения при добавлении рибонуклеазы в воду, в которой содержались регенерирующие планарии.

 

Возможно, однако, и другое объяснение этих опытов. Так, у планарии всякое сильное ритмическое раздражение снижает число положительных реакций и увеличивает число отрицательных реакций на любой раздражитель. Следовательно, электрошок должен вызывать увеличение числа отрицательных реакций на свет, что нельзя считать настоящим обучением.

 

Впрочем, такое объяснение приложимо не ко всем опытам.

 

 

 

05.12.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru