Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Беспозвоночные - простейшие и кишечнополостные, иглокожие и черви - Результаты обучения планарий - плоских червей

 

Результаты обучения планарий - плоских червей

 

 

На схемах представлены результаты опытов исследователей, которые пытались доказать возможность инструментального обучения у планарий.

 

 

Инструментальное обучение у планарий

 

Ход инструментального обучения у планарий.
 Подкреплением правильных реакций служило 15-минутное затемнение животных. I - опыт (14 червей); II - контроль (14 червей).

 

Планарий освещали ярким светом, который автоматически выключался, если они проползали над небольшим фотоэлементом; одновременно он выключался и у контрольных животных. Оказалось, что планарии успешно обучаются в таком аппарате. Однако при трактовке результатов этих опытов необходимо учитывать одну особенность поведения планарий. Эти животные не способны долго двигаться без отдыха. Если принуждать их двигаться, то фазы активности становятся все более и более короткими и в конце концов черви передвигаются на очень небольшое расстояние, почти тут же располагаясь на отдых. Червь, который случайно пересекал пучок света, идущий к фотоэлементу, несомненно, останавливался на отдых где-то совсем вблизи от него. Поэтому, когда снова загорался свет, вероятность того, что планария выключит его просто за счет случайного перемещения, была очень высокой. Что касается контрольных животных, то они также останавливаются при наступлении темноты, но в самых разных местах. Остается проверить, как действительно ли планарии ведут себя в аппарате.

 

Опыты ученых свидетельствуют о том, что черви вовсе не остаются возле фотоэлемента после выключения света. Наоборот, после того как свет выключается, они часто весьма активно ползают по аппарату и могут даже сделать в нем полный круг. Более того, если в аппарате фотоэлемент, управляющий выключением света, был расположен на периферии, то в последующих опытах его поместили в центре, и, хотя планарии предпочитают находиться на периферии, а не в центре, образование условного рефлекса все же происходило успешно.

 

Чему можно обучить планарий? Гораздо большему, чем можно себе представить. У планарий в лабиринте удается наблюдать подобие обучения методом проб и ошибок, а также признаки конфликта при решении задач, в которых требуется "переучивать" полученный навык. При этом червь впадает в апатию, которая обусловлена вовсе не утомлением, так как он активно плавает, как только попадает в сосуд, в котором живет.

 

Исследователи обнаружили у планарий способность к реминисценции, которая выражается в явном улучшении результатов после перерыва в обучении. Подобное явяение было описано ранее у крыс и людей.

 

Ученые изучали особенности угасания условных реющий у планарий и показали, что оно зависит от вида животного и типа условного рефлекса. Они сделали любопытное наблюдение. В опытах лучше обучались планарии с двумя головами. Таких планарий легко получить при регенерации. Можно отрастить у планарии и гораздо больше двух голов, но никто пока не занялся обучением таких экземпляров. Исследователи в своих экспериментах заставляли планарий выбирать одно из двух возможных решений в лабиринте с отшлифованными стенками и другое - в лабиринте с шероховатыми стенками. Две из трех обучавшихся планарий не справились с задачей, но одна, как это ни странно, добилась успеха. Экспериментаторам также удалось научить планарий реагировать на вибрацию поворотом налево, а на свет - поворотом направо.

 

 

 

01.05.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru