Поведение животных

Исследования поведения животных

Главная - Моллюски и головоногие, необщественные членистоногие и насекомые - Общая характеристика обучения у осьминогов

 

Общая характеристика обучения у осьминогов

 

 

Осьминоги могут научиться различать большое число различных зрительных, тактильных и химических раздражителей, но в некоторых ситуациях способность к различению оказывается у них, как это ни странно, ничтожной или совсем отсутствует.

 

Например, они не умеют различать с помощью осязания даже очень разные по форме предметы, но легко распознают предметы по неровностям поверхности. Осьминоги не могут оценивать вес, а когда им приходится огибать препятствия, для того чтобы схватить краба, они используют, как легко убедиться, только зрительные ориентиры и совершенно пренебрегают поступающей через щупальца тактильной информацией, хотя непрерывно ощупывают стены. Если у них удаляют один глаз, то они не способны восполнить этот недостаток с помощью осязания, и ошибки со стороны интактного глаза продолжаются бесконечно. Детали проприоцептивной информации у этих животных никогда не достигают мозга потому, что их мягкие оболочки, и особенно конечности, все время деформируются и изменяются в зависимости от бесчисленных воздействий извне. Для того чтобы переработать всю эту информацию, нужно было бы иметь огромный мозг. Такая интеграция может осуществляться только у животных с внутренним или внешним скелетом - у позвоночных или членистоногих, у которых число возможных движений конечностей очень ограничено. В отсутствие же скелета конечности должны до некоторой степени сохранять автономность, и мозг перерабатывает только зрительную информацию.

 

Исследователи сравнивают осьминога с человеком, который управляет мотоциклом только при помощи зрения, не получая в сущности никакой другой информации о работе двигателя. Если мотоцикл ломается, то человек нажимает на рычаги в надежде, что все наладится, а если и это не помогает, то ему приходится все разбирать, чтобы выяснить в чем дело.

 

Совсем по-иному обстоит дело с конечностями, над которыми человек осуществляет не только сенсорный, но и двигательный контроль.

 

Совершенно ясно, что гибкое животное, подобное осьминогу, не может обучаться тем же способом, что и животное, имеющее жесткий скелет.

 

Что же касается зрительного различения, то в этом отношении осьмино почти не отличается от крысы. У животных обоих видов отмечено предпочтение некоторых раздражителей. Далее, если, например, крыс обучают различать фигуры только по форме (группа 1) или только по размеру (группа 2), а затем предъявляют крысам первой группы вторую задачу, то оказывается, что они не только хорошо обучились различать предметы по форме, но и запомнили кое-что об их размерах. То же самое относится и к осьминогам. Если у крыс уже был прочно выработан навык различения, скажем, по яркости, то переделка этого навыка, как это ни парадоксально, произойдет у них быстрее, чем у крыс, у которых он еще не выработан. При переделке навыка крыса должна фиксировать свое внимание на тех же раздражителях, что и при начальном обучении, только реагировать на них ей приходится по-другому. Это недостаточно хорошо удается обученным животным, которые плохо помнят раздражитель и потому в конечном счете добиваются худших результатов.

 

И опять-таки то же самое наблюдается у осьминогов.

 

Ученые провели такой опыт. Они разделяли осьминогов на три группы. Животных первой группы обучали различать последовательно предъявляемые черные и белые треугольники, причем тренировка была недолгой, и навык вскоре "переделывали". В этом случае различение оказалось плохим. Во второй группе вырабатывали навык различения одновременно предъявляемых раздражителей разной яркости, причем период тренировки был длительным. Оказалось, что в этом случае переделка произошла быстро. У животных третьей группы вырабатывали навык последовательного различения в присутствии посторонних раздражителей. В этом случае, как и при различении одновременно предъявляемых раздражителей, переделка происходит быстрее у хорошо обученных животных. Эти опыты убедительно доказывают, что "перетренировка" помогает животному игнорировать посторонние раздражители, как это уже указывалось выше. И наконец, осьминоги, как и крысы, достигают значительных успехов при серийном обучении.

 

Это тем более поразительно, что рыбам это не свойственно, хотя они и отличаются более высоким уровнем организации, чем осьминоги.

 

Трудно допустить, чтобы в мозгу крысы и в мозгу осьминога существовали очень уж сходные механизмы. Однако не исключено, что одно и то же поведение может реализоваться за счет разных механизмов. Так, при разной частоте подкрепления двух альтернативных реакций рыба, человек и обезьяна реагируют пропорционально подкреплению. Крыса же выбирает только тот раздражитель, который подкрепляется чаще, а второй полностью игнорирует.

 

"Дома" осьминогов. Осьминоги со своей привычкой перетаскивать камни и другие предметы строят настоящие "дома", которые ученые наблюдали в районе острова Поркерол. Из небольших камней осьминоги сооружают стены, на которые сверху кладется большой камень (массой до 10 кг). Под ним скрывается осьминог, выставив наружу одно из щупалец. Завидев какого-нибудь нежелательного гостя, он нагребает щупальцем кучу мелких осколков, всегда имеющихся поблизости, и засыпает вход.

 

Чернильные бомбы. Осьминоги активно используют чернильную бомбу как настоящий экран. Они могут прятаться за ним, а могут и оставаться рядом, сами маскируясь под облако, и т.д. Все это средства запугать врага, действующие почти безотказно.

 

 

 

10.07.2017

 

Страницы и разделы сайта

Систематизировано

Полная сводка наблюдений и экспериментальных данных, осуществленных зоопсихологами

купить дипломную работу | курсовые на заказ | заказать магистерскую диссертацию | купить кандидатскую диссертацию

Авторский материал. Копирование без обратной ссылки запрещено!

© 2011-2015 Зоопсихология | Все права защищены.

Редизайн Н.Баулитца | fatpoint.ru